В России наступили времена, когда внешнеторговые показатели улучшаются сами по себе, без видимых усилий со стороны государства. Вчера Федеральная таможенная служба (ФТС) опубликовала статистику, согласно которой внешнеторговый оборот России в январе–марте этого года достиг рекордных 91,4 млрд. долл., что на 32,5% больше, чем за тот же период годом ранее. При этом сальдо торгового баланса (превышение экспорта над импортом) увеличилось сразу на 35,8%, до 42,5 млрд. долл., против 31,3 млрд. долл. в первом квартале прошлого года.
Рост внешнеторгового сальдо был достигнут в основном за счет резкого удорожания поставляемых за границу энергоносителей и металлов. В частности, доходы от экспорта природного газа за год выросли в 1,6 раза – до 11 млрд. 977,5 млн. долл., при том, что его экспорт в физическом выражении вырос всего на 8,8%. Нефти за границу было поставлено и вовсе не больше, чем в первом квартале прошлого года, зато выручка выросла на 45,6%. В то же время резко увеличился и в физическом и стоимостном выражении экспорт цветных металлов. В первом квартале Россия экспортировала на 42,1% больше, чем годом ранее, алюминия, на 31,2% – меди, на 8,6% – никеля. Кроме того, на 25,9% и 17,6% увеличился в физическом выражении экспорт каменного угля и азотных удобрений.
В то же время импорт в первом квартале вырос только на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года, что и обеспечило столь внушительный рост сальдо торгового баланса. При этом на 77,8% выросли поставки мяса, на 40,3% – кофе, на 20% – цитрусовых, на 25% – легковых автомобилей.
Комментируя «НГ» успехи российской внешней торговли, экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров призвал не идеализировать ее результаты. «Не хочется повторять азбучных истин, но чем выше цены на сырье, тем больше доходы нашего бюджета и крупнейших компаний и тем выше их зависимость от конъюнктуры мирового рынка. Одновременно с этим становится все меньше стимулов для проведения каких-либо серьезных структурных реформ в промышленности. Согласитесь, трудно заставить человека, получающего сегодня приличную зарплату на своем нынешнем месте, переучиваться на другую профессию. Вот и наши компании реформироваться не хотят – им и в нынешних условиях живется неплохо», – отметил экономист.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин призывает не удивляться росту положительного торгового сальдо. «Всемирный банк нам уже давно предсказал райскую жизнь лет через 10–15 при нынешней конъюнктуре. Вот только есть ли у нас эти 10–15 лет? Как заметила первый заместитель главы МВФ Энн Крюгер, у нефтяных цен есть одно неприятное качество – они начинают падать как раз в тот момент, когда все ждут их неминуемого роста. Боюсь, что нам придется столкнуться с этим фактом», – отмечает Ясин.
Его поддерживает и старший экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Наталья Волчкова. По ее словам, уровень будущих цен на сырье непредсказуем. «Недавно мне попалось такое высказывание одного из арабских шейхов – «сейчас у нас есть деньги, и мы ездим на «Мерседесах», но никто не гарантирует, что лет через 10–15 можем пересесть и на верблюдов┘» – заметила Волчкова. Это высказывание в полной мере справедливо и для России, отмечает эксперт.