Переговоры с американцами о борьбе с контрафактом переполнили оптимизмом российских чиновников.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Борьба с контрафактной продукцией в России ведется ни шатко ни валко, однако власти активно делают вид, что борются. Именно такое впечатление оставила прошедшая вчера пресс-конференция, на которой чиновники отчитались об итогах заседания российско-американской рабочей группы по защите интеллектуальной собственности. Главным итогом встречи, о чем с нескрываемым удовлетворением говорил глава Роспатента Борис Симонов, стало решение американцев оставить Россию «в списке стран приоритетного наблюдения, в котором она находилась и в прошлом году». Это означает, что к России пока не будут применяться запреты на льготы при реализации российских товаров на американском рынке. Однако гордиться все равно нечем: Россия остается в первых рядах злостных «пиратов», что препятствует ее вступлению в ВТО.
Проблема с контрафактным оборотом – далеко не единственная препона для России на пути к вступлению в ВТО. У нас еще не решены вопросы с доступом иностранных филиалов банков и страховых компаний на российский рынок, с ограничением на субсидирование сельского хозяйства и со свободными трансатлантическими перелетами. Однако, по мнению ряда экономистов, Москва может так или иначе согласиться со всеми предъявляемыми требованиями, поскольку существенного вреда российской экономике они не нанесут.
Иначе обстоят дела с пиратством. По подсчетам американских экспертов, Россия занимает второе место в мире после Китая по обороту контрафактной продукции. При этом власти США заявляют, что до тех пор, пока Россия всерьез не возьмется за «пиратов», в ВТО ей делать нечего.
Однако на пресс-конференции чиновники активно делали вид, что международные проблемы их не очень-то волнуют, и самое главное – защитить от контрафакта отечественную экономику. Так, например, руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков заявил, что его ведомству важно «наведение порядка в собственном доме, а не то, как мы выглядим в глазах международных партнеров». Правда, о методах борьбы Боярсков почему-то мало что рассказал и вообще заявил, что «вопросы сбыта – это не наша сфера деятельности». В свою очередь, Борис Симонов выразил удовлетворение работой по защите интеллектуальных прав, проделанной за последний год. И привел цифры. По его словам, на сегодняшний день объем контрафактной продукции на оптических носителях занимает порядка 69% рынка. Вряд ли такая статистика годится для вступления в ВТО.