Эво Моралес готовит тотальную национализацию.
Фото Reuters
Идеи Че Гевары захлестывают Латинскую Америку. Президент Боливии Эво Моралес отметил Первомай подписанием указа о национализации собственности нефтяных и газовых транснациональных компаний. Тем самым он выполнил свои предвыборные обещания, данные им в ходе завершившейся в декабре кампании по выборам президента.
Подписанию указа предшествовал вояж Моралеса на Кубу, где он вместе с кубинским лидером Фиделем Кастро и президентом Венесуэлы Уго Чавесом заключил трехстороннее политическое соглашение, в котором лидеры трех стран отвергли предложение США о создании на Американском континенте зоны свободной торговли.
В противовес инициативе Вашингтона они выступили за социалистический вариант сотрудничества, в частности, Куба пообещала Боливии бесплатное медицинское обслуживание, а Венесуэла – поставки нефти по низким ценам.
Указ боливийского президента совпал по времени с новым скачком цен на нефть. На вчерашних торгах в Нью-Йорке июньские фьючерсы на нефть сорта Лайт подорожали на 1,82 долл. до 73,7 долл. за баррель, а в Лондоне фьючерс на баррель нефти Брент вырос в цене на 1,87 долл. до 73,89 долл., что всего на полтора доллара ниже рекордных значений.
Правда, вклад Эво Моралеса в очередной взлет нефтяных цен если и есть, то он минимален. Дело в том, что Боливия добывает только 40 тыс. баррелей нефти в день, чего не хватает даже для обеспечения ее внутренних потребностей. В то же время эта страна обладает вторыми по объемам в Южной Америке запасами природного газа, оцениваемыми в более чем в 100 млрд. долл., и является крупнейшим экспортером газа для Бразилии и Аргентины. Так что в перспективе для газового рынка этого региона последствия национализации в Боливии могут оказаться существенными.
Для кого указ о национализации стал серьезным ударом – так это для 26 работающих в нефтегазовом секторе Боливии иностранных компаний, среди которых такие транснациональные гиганты, как испанская «Репсоль», французская «Тоталь», американская «Эксон», бразильская «Петробрас», британские «Бритиш гас» и «Бритиш петролеум». В общей сложности они инвестировали в экономику Боливии за последние десять лет около трех млрд. долл. Больше всех пострадала «Петробрас», вложившая более 1,2 млрд. долл. Ее представитель назвал вчера решение боливийских властей недружественным и заявил, что с представителями компании этот шаг не обсуждался. Схожей была реакция и правительства Испании, которое выразило глубокую озабоченность и заявило о готовности вести переговоры.
По словам старшего научного сотрудника Института Латинской Америки РАН Елены Капустян, судя по всему, Боливия собирается пойти по пути соседней Венесуэлы, где нефтегазовый сектор национализирован, а иностранные компании разрабатывают месторождения на условиях раздела продукции. При этом она отмечает, что национализация по-боливийски – не совсем национализация в привычном смысле. Иностранные компании никто из страны не выгоняет, для них просто вводится повышенный налог на прибыль со ставкой в 51%, что соответствует результатам проведенного год назад общенационального референдума.
Впрочем, если правительству Боливии не удастся договориться о новых условиях разработки месторождений с транснациональными компаниями, оно может рассчитывать на помощь Пекина, который пообещал оказывать Боливии помощь в разработке газовых месторождений в ходе состоявшегося в январе визита Эво Моралеса в Китай.
Если дело пойдет, то национализация в Боливии не ограничится одним нефтегазовым сектором. Во всяком случае, Моралес заявил, что на очереди – национализация лесов и других природных ресурсов. Скорее всего эти обещания ему придется выполнять, иначе страну, уровень жизни населения в которой за последние годы резко упал, ждут новые народные волнения, в результате которых «добровольно» досрочно сложили полномочия два предшественника Эво Моралеса на посту президента. Причем после отставки последнего из них, – Карлоса Месы, впечатленные размахом народных волнений, обязанности президента до новых выборов отказались выполнять и вице-президент и глава парламента.
Сейчас уровень поддержки Моралеса населением снизился с более чем 80% в момент его избрания до 60%, так что ему приходится спешить, чтобы не разделить судьбу своих предшественников, или, по крайней мере, отложить неприятный момент на как можно более поздний срок.