– Борис Ильич, что сейчас представляет собой «Системный оператор»?
– «Системный оператор» – это главная диспетчерская служба в энергетике страны. Диспетчеры в нашей отрасли управляют режимами, то есть следят за слаженной работой всех элементов энергетической системы – генерирующих станций, передающих устройств, ЛЭП, трансформаторных подстанций и т.д. Мы контролируем всю цепочку производства и транспортировку электроэнергии потребителям.
«Системный оператор» имеет 64 филиала по всей стране – 7 объединенных и 57 региональных диспетчерских управлений, которые управляют режимами закрепленных за ними операционных зон. Наша деятельность носит естественно-монопольный характер и является ключевой для обеспечения энергобезопасности страны. «Системный оператор» после завершения реформы электроэнергетики останется под полным контролем государства.
Энергетика – такая отрасль, где на 100% исключить вероятность выхода из строя отдельных элементов не удалось еще никому в мире. Главная задача диспетчера – не допустить, чтобы локальные аварийные процессы переросли в системные аварии. Если где-то ураганный ветер оборвал провода ЛЭП и линия отключилась, мы должны организовать режим таким образом, чтобы все остальные объекты системы оставались в работе, а электричество независимо от стихии поступало потребителям. Можно сказать, что диспетчеры играют ключевую роль в момент возникновения аварийных инцидентов и в подготовке энергосистемы к тому, чтобы она могла противостоять им.
– Диспетчеры управляют режимами – отслеживают, где сколько электроэнергии потребляется и какие возможности есть для покрытия этого спроса. Минувшей зимой жители некоторых российских регионов убедились, что дефицит мощности в энергетике есть. Насколько проблема серьезна?
– Сегодня дефицит электроэнергии в периоды пикового спроса существует в Московской, Ленинградской, Тюменской энергосистемах. Но уже в 2007–2009 годах с таким дефицитом столкнутся многие регионы. Чтобы решить эту проблему в масштабах страны, нужен комплексный подход – уже сейчас надо разворачивать строительство новых электростанций и соответствующей им сетевой и диспетчерской инфраструктуры.
– РАО «ЕЭС России» уже утвердило список первоочередных площадок для строительства новых энергоблоков. Какими были критерии отбора?
– Перечень первоочередных точек необходимого ввода генерирующих мощностей был разработан «Системным оператором» совместно со службой технического директора РАО «ЕЭС России». Мы выделили районы, где уже в ближайшие годы прогнозируется дефицит электроэнергии в периоды пиковых нагрузок – например, в зимние холода. Это наиболее динамично развивающиеся территории, где работают крупные предприятия, активно ведется строительство, развивается инфраструктура. Среди них Свердловская, Челябинская, Томская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский и Пермский края и т.п. Естественно, в их числе – Москва и Санкт-Петербург.
Общая мощность энергообъектов, которые должны быть построены в ближайшее годы – около 20 тысяч мегаватт, то есть почти десятая часть от нынешней мощности Единой энергосистемы России. Планируется строительство разных энергоблоков – ТЭС, ГЭС, АЭС, на новых площадках и уже действующих станциях мощностью от 40 до 800 мегаватт в зависимости от потребностей региона.
– Как будет финансироваться столь масштабное строительство?
– Есть несколько потенциальных источников инвестиций. Первый – за счет собственных и заемных средств генерирующих компаний. Фактически до последнего времени существовал единственный финансовый источник – тарифная выручка. Учитывая, что уже третий год подряд темпы роста тарифов на электроэнергию ниже инфляции, этих денег недостаточно. В целом по холдингу РАО «ЕЭС России» на инвестиции сейчас направляется около 4,8 миллиардов долларов в год – примерно в 3 раза меньше, чем нужно.
Возможен другой путь – частные инвестиции. Сейчас активно прорабатывается возможность привлечения средств через продажу частным инвесторам акций дополнительной эмиссии ведущих генерирующих компаний – ОГК и ТГК. Для обеспечения строительства на площадках, куда инвестор не готов прийти на традиционных условиях, правительство разработало механизм гарантирования инвестиций. Он будет применяться в исключительных случаях – когда невозможно найти иных способов инвестирования, а со строительством нельзя тянуть. Но, конечно, РАО будет стремиться построить электростанции за счет всех возможных финансовых источников.
– Механизм гарантирования инвестиций уже разворачивается. Какова роль «Системного оператора» в этом процессе?
– Мы определяем точки, в которых необходимо строить станции. Затем под эгидой Минпромэнерго будет проводиться конкурс для инвесторов. Его выиграет тот инвестор, кто запросит меньшую плату за мощность в совокупности с тарифом на электроэнергию для строящегося объекта. Системный оператор через свой тариф будет обеспечивать возврат инвестиций. Первоочередные площадки под стройки в рамках МГИ уже определены. Минпромэнерго рассчитывает провести первые конкурсы среди инвесторов до конца 2006 года. Сейчас идет разработка их условий.
– Но как обеспечить выдачу мощности этих станций? В магистральные сети и диспетчерские службы частники вкладываться не будут, если после завершения реформы они останутся под контролем государства. Откуда взять деньги на их развитие?
– Во-первых, все тот же тариф. Правда, при нынешней тарифной политике государства на инвестиции направляется немного. Скажем, если в тарифе на электроэнергию для потребителей Москвы «диспетчерских» денег – всего 1 копейка с киловатт-часа, то инвестиционная составляющая и того меньше. С другой стороны, для того чтобы полностью обеспечить потребности Федеральной сетевой компании (ФСК) и «Системного оператора», тарифы нужно пересматривать уж очень кардинально, что плохо с точки зрения потребителей. РАО «ЕЭС России» предлагает принципиально иное решение – провести дополнительные эмиссии акций этих компаний и ГидроОГК в пользу государства. Средства, полученные от допэмиссии, будут направлены на строительство и модернизацию сетевых и диспетчерских объектов. При этом государство сможет довести свои доли в естественно-монопольных компаниях до 75% плюс 1 акция, как того требует Закон «Об электроэнергетике». Цена эмиссий должна составить 204 миллиарда рублей, из которых свыше 5 миллиардов рублей придется на выкуп акций ОАО «Системный оператор – ЦДУ ЕЭС».
– На какие цели «Системный оператор» намерен направить эти деньги?
– На повышение эффективности систем управления энергетикой, обеспечение надежности. «Системный оператор» в первую очередь будет инвестировать в создание информационно-вычислительных комплексов, цифровых коммуникационных систем, тренажерных центров и, конечно же, вкладывать средства в комплексную модернизацию диспетчерских центров.
Сейчас, к сожалению, не все диспетчерские центры имеют необходимую инфраструктуру. Например, каждый необходимо оснастить системой бесперебойного гарантированного электропитания, чтобы он мог функционировать в аварийных ситуациях.
– Изменится ли роль «Системного оператора» после реорганизации РАО «ЕЭС России»?
– Функции не изменятся. «Системный оператор» был первой из инфраструктурных организаций, созданных РАО «ЕЭС России» именно для того, чтобы обеспечить функциональную поддержку реорганизуемой отрасли, ее устойчивость. Но нагрузка, безусловно, возрастет в силу того, что одна из главных наших задач – перевод диспетчерского управления от системы административных команд на систему экономических стимулов для участников будущего конкурентного рынка электроэнергии. Именно «Системный оператор» является технологическим ядром новых специализированных рынков в электроэнергетике: рынка мощности, рынка системных услуг, балансирующего рынка, рынка на сутки вперед. Они будут развиваться, усиливаться, функционально усложняться. И поэтому нагрузка на «Системного оператора» будет многократно возрастать в силу того, что намного труднее обеспечивать технологическую дисциплину в демократическом обществе, чем в административно-командной системе. Труднее, но интереснее.