Игорь Левитин не отказался от реформы железнодорожного транспорта.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
На прошедшем вчера съезде Союза транспортников России министр транспорта Игорь Левитин заявил о намерении его ведомства постепенно отказаться от практики субсидирования убыточных пассажирских перевозок за счет прибыльных грузовых. В то же время, по словам министра, полную стоимость железнодорожных билетов, как и сейчас, наши граждане оплачивать не будут. «Мы уже имеем ситуацию, когда только 3% населения нашего Дальнего Востока имеют возможность пользоваться воздушным транспортом, – посетовал министр, – допустить то же самое на транспорте железнодорожном просто нельзя┘»
Переложить субсидирование пассажирских перевозок с грузоотправителей на государство власти по плану реформы железнодорожного транспорта должны были еще в прошлом году. Однако сделано это не было, так как, по словам заместителя руководителя аппарата комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Ираклия Асламазова, предварительно нужно было разделить РЖД на отдельные подразделения, в том числе грузовых и пассажирских перевозок, что позволило бы вести их раздельный учет и подсчитать реально необходимые дотации. До сих пор этого не произошло.
«Что сейчас происходит, не знает никто, – пояснил Асламазов. – То есть понять, насколько именно убыточны пассажиры железнодорожникам, невозможно. Есть, грубо говоря, суммы доходов ОАО «РЖД» и суммы расходов. А получающаяся разница делится по всем отраслям железнодорожного хозяйства. Но, сами понимаете, цифры при подобном подсчете получаются достаточно условные и оценочные».
В среднем последние пять лет пассажирские перевозки, по расчетам РЖД, приносили по 20–30 млрд. руб. убытков в год. И это без учета пригородного сообщения. Вместе с ним, по данным Минтранса, ежегодные убытки от пассажирских перевозок составляют более 56 млрд. руб. Так что, если предложение Левитина будет поддержано правительством, федеральному бюджету придется серьезно раскошелиться. Зато выиграют от этого грузоперевозчики, которым сейчас приходится расплачиваться за пассажиров железной дороги, отправляя грузы по завышенным тарифам.