Число россиян, желающих провести свой отпуск за границей, постоянно растет. По данным Росстата, в 2005 году за рубеж выехало 6,8 млн. туристов, тогда как в 2004-м – 6,5 млн. Большинство наших соотечественников предпочитают стандартные пакетные туры – пляжный отдых в Турции или в Египте, экскурсионные программы в Европе. Однако в последнее время растет число туристов, которые делают выбор в пользу активного отдыха, нестандартных и даже экстремальных программ. Благо что сегодня у туркомпаний есть самые необычные предложения: можно отправиться на охоту в Танзанию, заняться дайвингом у берегов Австралии и даже побывать в Антарктиде. Конечно, любителей подобного отдыха не так много, но, по убеждению экспертов, это самый постоянный контингент. «Эти туры стабильно имеют своего покупателя. У них всегда будет ограниченная аудитория, – считает директор бюро путешествий James Cook Сергей Луговой. – С другой стороны, спрос на такие туры менее подвержен конъюнктурным падениям из-за внешних обстоятельств».
Что же касается активного туризма – рафтинга, серфинга, сплавов по горным рекам, то сегодня эти программы набирают популярность. «С каждым годом все больше людей стремится вырваться из городской суеты и зарядиться бодростью и адреналином, увидеть труднодоступные места», – говорит директор туротдела клуба экстремальных путешествий «Айбекс» Мария Подтяжкина. Как ни странно, по словам экспертов, такие туры наиболее востребованы у людей офисных профессий – компьютерщиков, менеджеров. «Сегодня среднестатистический «активщик» – это человек от 25 до 45 лет (причем в прошлом году пропорция составила 60% мужчины, 40% женщины), хотя есть и дети, и пожилые люди. Сфера занятости – IT-технологии, бухгалтеры, компьютерные гении, а также менеджеры среднего и высшего звена», – уточняет Мария Подтяжкина.
Разумеется, стоимость таких туров выше, чем цена пляжного отдыха. «Большинство предлагаемых нами программ вполне по карману представителям среднего класса, хотя бывают и очень дорогие поездки», – уточняет Сергей Луговой. Конечно, подобные виды туризма вряд ли станут массовыми, но очевидно, что они будут вовлекать в свою орбиту все больше людей. «За рубежом соотношение тоже, разумеется, в пользу «стандартного» туризма, но желающих отправиться в какое-нибудь необычное путешествие там довольно много, – уточняет Сергей Луговой. – Например, уже сейчас забронировано больше двух третей мест на круизы в Антарктиду на зимний сезон 2006/07 года».
Рафтинг для всех
По мнению экспертов, наибольшим спросом у любителей активного отдыха сегодня пользуется рафтинг, а также сплавы на катамаранах и каяках. Причем для этого совсем не обязательно ехать за рубеж – в России есть масса плесовых рек и более сложных горных. Подобные туры сегодня предлагают многие компании. Например, клуб экстремальных путешествий «Айбекс» разработал водные маршруты как для начинающих, так и для опытных путешественников. По словам Марии Подтяжкиной, бывают и нестандартные запросы – каякинг, вейкбординг, виндсерфинг, зимой кайтсерфинг и хели-ски, есть желающие отправиться в экспедицию на Северный и Южный полюса. Самые экзотичные направления – это, пожалуй, джайлоо-туризм (жизнь в первобытном племени), а также космический туризм. Впрочем, по данным туроператоров, таких заказов единицы.
Все эксперты единодушны: выбирая маршрут, нужно ориентироваться не только на собственный кошелек, но и на уровень своей подготовки. Например, для новичков лучше всего подойдут сплавы на байдарках по плесовым рекам Ярославской или Владимирской областей, велосипедные и экологические походы. Подготовленные туристы, как правило, отправляются в Карелию. Кстати, этот регион, последнее время лидирует по популярности у «активщиков». И это понятно – Карелия одно из немногих мест, куда можно купить туры практически круглый год. Летом – это сплавы на рафтах, катамаранах, моторных лодках, велосипедные и джип-туры, сафари на квадроциклах. Зимой, по словам Марии Подтяжкиной, неизменным спросом пользуются снегоходные, лыжные походы, путешествия на квадроциклах. Весной и осенью обычно запускаются экспедиционные джип-туры по Карелии и Кольскому полуострову.
Другой привлекательный для «активщиков» регион – Марий Эл, славящийся своими конными турами, а зимой лыжными походами. Среди востребованных регионов – Южный Урал. Не менее популярны Алтай и Байкал, однако туристический сезон в этих регионах привязан к лету.
В погоне за сильными эмоциями
Экстремальный туризм увлекает все больше жителей мегаполисов. Впрочем, сами туристические компании, разрабатывающие такие программы, не склонны называть их экстремальными. «То, что мы предлагаем, скорее подходит под категорию «софт эдвенчер», а не «экстремальный туризм». То есть наш клиент получает необычные впечатления, оказывается в необычной обстановке, но при этом не рискует ни своим здоровьем, ни тем более жизнью», – уточняет Сергей Луговой. Например, в числе предложений бюро путешествий James Cook – охота и рыбалка в Африке, Австралии, Южной и Центральной Америке, круизы на ледоколах в Арктику и Антарктиду, автомобильные туры по Австралии, Кении, Танзании, Намибии и ЮАР, рафтинг в Перу и Боливии, каякинг в Зимбабве и Замбии, мотобайкинг по Уганде, кэмпинг-сафари в Кении, Танзании, Ботсване, Намибии и ЮАР.
Для тех, кто мечтает увидеть редкие страны не из окна туристического автобуса, годами колесящего по одним и тем же маршрутам, а из могучего внедорожника, которым можно управлять самостоятельно, как нельзя лучше подходит self drive сафари на джипах. «Планируя наши сафари, мы стремимся построить маршрут таким образом, чтобы можно было не только вдоволь поколесить по бездорожью, но и посетить наиболее интересные точки на карте избранной туристом страны, а завершить путешествие в хорошем отеле на берегу моря или океана», – говорит Сергей Луговой. Причем в каждой стране компания разрабатывает сразу несколько маршрутов. Например, в Кении можно побывать в уникальных заповедниках, доехать до озера Виктория и здесь же порыбачить. А можно совершить путешествие через земли племени масаев в заповедник Амбосели, расположенный у подножия горы Килиманджаро.
Для любителей экстремальной рыбалки – свои предложения. Например, Намибии, на знаменитом Берегу Скелетов, можно поймать на удочку акулу весом более 100 кг. Причем все трофеи – будь то бронзовая, гребнезубая акула или зубан – можно привести домой на память об экзотической рыбалке.
По словам экспертов бюро путешествий James Cook, особой популярностью пользуются охотничьи туры в Африку. И это понятно – нигде больше не найти такого разнообразия диких животных, как в странах Черного континента. Существует немало компаний, которые помогут составить маршрут и спланировать бюджет такого путешествия. Цена тура формируется в зависимости от стоимости обслуживания клиента в охотничьем лагере. Один день охоты стоит в различных лагерях от 150–370 долл. (1 егерь – 2 охотника) до 350–600 долл. (1 егерь – 1 охотник), причем заранее оговаривается минимальное количество дней – обычно от 7 до 10. Помимо охоты, туристу придется оплатить услуги следопытов, таксидермистов, поваров и прочего обслуживающего персонала. За особую плату можно арендовать оружие, оформить доставку трофеев. Отдельная строка бюджета – охотничьи лицензии, чартерные перелеты, а также размещение в отелях до и после охоты. В целом сумма накручивается немалая, но, по мнению тех, кому уже доводилось побродить с ружьем по просторам африканской саванны, все окупают незабываемые эмоции и впечатления.
Три фактора безопасности
Охота в Африке, восхождение на горы Шпицбергена, путешествие к полюсу и даже дайвинг требуют определенной подготовки. Турист должен понимать с самого начала, что африканская охота – это серьезное приключение, а не пикник со стрельбой. «Бесспорно, чем лучше физическая форма человека, отправляющегося в такой тур, тем безопаснее будет для него поездка, однако обязанность туристической фирмы – предупредить клиента о возможных трудностях, но не производить отбор. Клиент сам решает, по силам ли ему то или иное приключение», – говорит Сергей Луговой. Исключение составляют некоторые программы, в которых существуют ограничения по возрасту (например, не более 60 лет).
Что же касается активного отдыха, то в этих турах может принять участие практически любой человек. «Однако в любом случае перед началом каждого тура опытные инструкторы проводят подробный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в походе, на некоторые туры мы заранее оговариваем необходимость наличия у туриста опыта», – говорит Мария Подтяжкина. К тому же любой тур страхуется. «Страховка выбирается в зависимости от уровня сложности программы – каждый раз разная, однако практически всегда включает медицинские расходы и спасательные работы вертолетом», – добавляет она. Безопасность туристов на сложных нестандартных маршрутах обеспечивают опытные инструкторы, которые обладают полным правом в случае неготовности человека не допустить его к некоторым особо опасным участкам. «Многие из них являются мастерами спорта и имеют за плечами не один поход», – уточняет Мария Подтяжкина. Безопасность туристов, по словам Сергея Лугового, зиждется на трех китах: объективная информация до поездки, квалифицированное предоставление услуг во время самой поездки и услуги надежной страховой компании.
Страны–лидеры по увеличению российских туристов в 2005 г
№ | Страна | % |
---|---|---|
1 | Сербия и Черногория | 94,9 |
2 | Греция | 45,9 |
3 | Болгария | 33,3 |
4 | Литва | 33,0 |
5 | Италия | 31,7 |
6 | Франция | 25,7 |
7 | Индия | 24,1 |
8 | Южная Корея | 22,5 |
9 | Венгрия | 22,4 |
10 | Китай | 22,4 |
Источник: РБК
Самые популярные туристические направления в 2005 году
№ | Страна | 2005 г., тыс. чел. | Прирост к предыдущему году, % | 2004 г., тыс. чел. | Прирост к предыдущему году, % | 2003 г., тыс. чел. | Прирост к предыдущему году, % | 2002 г., тыс. чел. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Турция | 1562,6 | 8,1 | 1445,8 | 39,2 | 1038,6 | 50,5 | 690,1 |
2 | Китай* | 1151,6 | 22,4 | 941,0 | 36,9 | 687,5 | 11,4 | 617,1 |
3 | Египет | 695,7 | 18,6 | 586,4 | 59,2 | 368,4 | 53,7 | 239,7 |
4 | Финляндия | 391,3 | 3,8 | 377,1 | 15,2 | 327,2 | –19,4 | 406,2 |
5 | Украина | 292,2 | –11,4 | 329,9 | –60,8 | 841,7 | 75,9 | 478,6 |
6 | Германия | 231,1 | –9,7 | 256,0 | –8,0 | 278,1 | 33,1 | 209,0 |
7 | Испания | 218,7 | 14,6 | 190,9 | 13,4 | 168,4 | –26,1 | 227,9 |
8 | Италия | 205,6 | 31,7 | 156,1 | 31,2 | 119,0 | –20,5 | 149,7 |
9 | Польша | 200,5 | –37,7 | 322,0 | –23,7 | 422,0 | –33,6 | 635,5 |
10 | Франция | 174,1 | 25,7 | 138,5 | 23,5 | 112,1 | 28,4 | 87,4 |
11 | ОАЭ | 166,7 | –4,8 | 175,2 | 20,2 | 145,8 | –15,5 | 172,6 |
12 | Греция | 146,3 | 45,9 | 100,3 | 9,7 | 91,4 | 1,9 | 89,7 |
13 | Чехия | 124,9 | 19,2 | 104,8 | 103,8 | 51,4 | 10,6 | 46,5 |
14 | Болгария | 121,2 | 33,3 | 90,9 | 24,4 | 73,1 | 31,8 | 55,5 |
15 | Кипр | 108,1 | 3,4 | 104,6 | –2,5 | 107,3 | –23,0 | 139,3 |
16 | Тунис | 90,5 | 3,1 | 87,8 | 46,0 | 60,1 | 169,7 | 22,3 |
17 | Великобритания | 72,3 | 8,0 | 66,9 | 29,8 | 51,6 | 32,2 | 39,0 |
18 | Таиланд | 70,8 | –12,0 | 80,5 | 46,9 | 54,8 | 35,8 | 40,3 |
19 | Хорватия | 58,1 | 14,3 | 50,9 | 51,9 | 33,5 | –24,4 | 44,3 |
20 | Австрия | 50,5 | 15,2 | 43,8 | 52,1 | 28,8 | 19,2 | 24,2 |
Всего выехало с целью туризма | 6784,7 | 3,5 | 6557,1 | 15,5 | 5678,4 | 12,4 | 5051,3 |
* в т.ч. по причине большого объема приграничных потоков с Дальним Востоком и оформления шоп-туров как туристических
Источник: Российский Союз Туриндустрии РФ