Глава Минэкономразвития Герман Греф и депутаты Госдумы решили, что России не хватает своего Монте-Карло. Первым эту идею во время обсуждения в пятницу во втором чтении законопроекта о создании туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ) высказал депутат от «Единой России» Павел Пожигайло. Депутат предложил создать игорную ОЭЗ в портовом Калининграде, который, по его словам, «мог бы собирать деньги с Европы, как Монте-Карло». Греф поддержал это предложение и добавил, что такую же зону можно создать на Дальнем Востоке специально для азартных жителей Китая, игорный бизнес в котором находится под запретом.
В случае, если эта идея получит развитие, в России наряду с промышленно-производственными, технико-внедренческими, туристско-рекреационными и портовыми ОЭЗ появятся еще и особые игорные зоны. Для потенциальных инвесторов особые зоны привлекательны в первую очередь режимом налоговых льгот.
Как отметил в ходе обсуждения во втором чтении законопроекта о туристско-рекреационных ОЭЗ Герман Греф, «все типы зон – это инструменты так называемой ди-
версификации экономики», направленные на то, чтобы снизить зависимость экономики страны от сырьевой составляющей. При этом «туристско-рекреационные зоны имеют особое значение в силу того, что туризм – это самая мультипликативная с точки зрения количества занятых, создания новых рабочих мест сфера, не существует ни одной отрасли экономики, сферы услуг или сферы производства, которая бы создавала такое количество дополнительных рабочих мест».
В числе кандидатов на создание первых туристско-рекреационных ОЭЗ значатся два проекта в Краснодарском крае. Кроме того, рассматриваются также варианты их появления в Калуге, Твери, Иваново, Нижнем Новгороде, Алтайском крае и Республике Алтай, Приморском крае, на Сахалине и на Камчатке.
Первым шагом по созданию туристической ОЭЗ в Краснодарском крае в районе Сочи, по словам Грефа, мог бы стать проект стоимостью в 4 млрд. долл. по переносу железной дороги с побережья Черного моря в глубь территории. Это позволит, с одной стороны, освободить территорию под создание особой зоны, а с другой – привлечь частное финансирование под ее освоение.
Впечатленные открывшимися перспективами депутаты единогласно проголосовали за принятие законопроекта во втором чтении.
Комментируя «НГ» предложение создать игорную ОЭЗ, председатель комиссии по регламенту Совета Федерации, сенатор от Калининградской области Николай Туваев заявил: «Я не вижу юридических возможностей создать в Калининграде особую экономическую зону в игровом бизнесе, поскольку весь Калининград является ОЭЗ. Однако проблема игорного бизнеса стоит у нас достаточно остро, и мы приняли ряд законов об ограничении распространения игорного бизнеса. Конечно, было бы замечательно, если бы где-нибудь за городом появилось специально выделенное место, где сконцентрировался бы игорный бизнес. С этой точки зрения создание так называемой игорной ОЭЗ я приветствую. Однако пока это только слова – я не слышал и не видел ни одного инвестора, который заинтересовался бы подобным проектом».
Более оптимистично смотрит на эту идею первый заместитель директора Института экономики РАН Александр Рубинштейн. «Я думаю, что не столь важно, где именно создавать казино для богатых людей с дорогим входом и соответствующим антуражем – в Калининграде, на Дальнем Востоке или в кабинете Германа Грефа. Самое главное сделать так, чтобы в игорном бизнесе в качестве потребителей участвовали люди с высоким уровнем дохода, и тогда бы проигранные ими деньги стали своеобразным налогом для богатых, что всегда неплохо. Так, например, в Англии финансирование культурных проектов осуществляется на 40% за счет лотереи, игорного бизнеса».