Игорь Левитин попросил в два раза больше денег на дорожное строительство.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера кабинет министров решал, какой будет транспортная отрасль к 2010 году. Полемическую направленность дискуссии задал премьер-министр Михаил Фрадков, рекомендовавший главе Минтранса Игорю Левитину уделить основное внимание «узким местам, которые придется расшивать в транспорте, чтобы не сдерживать развитие экономики и обеспечивать население качественными транспортными услугами». И поспешил обозначить главные, по его мнению, проблемы – недостаточную степень межведомственного согласования отдельных проектов и слабое финансирование целевых программ в сфере транспорта.
Игорь Левитин критику воспринял как должное, а от предложения премьера сделать доклад сидя (глава Минтранса в конце зимы сломал ногу и еще не оправился от травмы), отказался. Возможно, потом пожалел. Обсуждение вопроса растянулось часа на полтора, причем большую часть времени министр стоял за трибуной, доказывая состоятельность своей позиции по стратегическим вопросам транспортной стратегии. Как выяснилось, «расшивать» предстоит столько, что никаких денег в казне не хватит. Например, надо снижать аварийность на транспорте, реконструировать существующие и строить новые автодороги, улучшать состояние международных транспортных коридоров и т.п.
Сознавая, что нельзя объять необъятное – мы не можем претендовать на весь федеральный бюджет, пояснил позже Игорь Левитин журналистам – он обозначил реалистичные цели: сократить транспортные издержки на 4–6%, повысить уровень доступа населения к транспортным коммуникациям на 10%, а объемы экспорта транспортных услуг в два раза. При этом министр надеется, что на финансирование ремонта и содержания автодорог из федерального бюджета по нормативам удастся выйти к 2011 году.
Упоминание о дорогах, прямо скажем, вызвало болезненную реакцию среди членов правительства, ведь даже усиленная подвеска персональных лимузинов не спасает высших чиновников от ям и ухабов на дорогах. По оценкам Минтранса, ежегодно на ремонт и содержание федеральных автодорог требуется 94 млрд. руб., тогда как сейчас выделяется только 40 млрд. руб. «Мы считаем, что нужно выделять средства из федерального бюджета по нормативам», – заявил Игорь Левитин. В общей сложности до 2010 года на эти цели планируется выделить порядка 1,5 трлн. руб. Однако перемены к лучшему водители в принципе не ощутят: сейчас лишь 37% автодорог федерального значения более или менее соответствуют требованиям эксплуатации, а за четыре года этот показатель изменится всего на два процентных пункта – до 39%.
Ситуация только ухудшится, убежден глава Минрегионразвития Владимир Яковлев. Его недоумение вызвало намерение передать 500 тыс. километров российских автодорог в ведение муниципалитетов, «практически без денежного содержания». Игорь Левитин подтвердил – Минтранс приступает к передаче всех уличных и сельских дорог под юрисдикцию местных органов власти. Источники финансирования их ремонта и содержания предстоит изыскать в регионах.
Министр финансов Алексей Кудрин отреагировал незамедлительно. Он полагает, что расчеты Минтранса увеличить финансирование транспортной отрасли из региональных бюджетов в 2007 году сразу на 110 млрд. руб. нереальны. «Это, я как эксперт говорю, нереалистично», – веско сказал министр. Не меньший скептицизм вызывают у главного финансиста страны прогнозы Минтранса увеличить инвестиции в автодорожную отрасль за счет внебюджетных источников. Игорь Левитин парировал удар, напомнив, что по соотношению к ВВП финансирования дорожного ремонта и строительства мы уже уступаем Белоруссии и Монголии. Глава Минприроды Юрий Трутнев тоже считает, что из-за хронического недофинансирования дорожная отрасль находится в состоянии стагнации.
Коллег поддержал глава МЭРТа Герман Греф. Если финансирование не улучшится, то правительству не удастся достичь ни одной из целей развития дорожного хозяйства, предрек министр. Он призвал использовать современное оборудование и технологии, в том числе нанотехнологии, в дорожном строительстве. Упоминание о нанотехнологиях впечатлило премьера, который начал допытываться у Германа Грефа, чего же, по его мнению, нам не хватает: «денег, мозгов или контроля»? «Я так понял, что денег нет, а с мозгами и контролем можно повременить», – саркастически заметил Фрадков.
Минфин, заверил Алексей Кудрин, готов поддержать увеличение финансирования транспортной отрасли из федерального бюджета, правда, при условии сокращения расходов по другим статьям. Резать по живому бюджеты других министерств и ведомств вчера не стали. Правительство одобрило предложенную транспортную стратегию на среднесрочную перспективу. Ну а дорожникам на золотой дождь, похоже, рассчитывать не приходится. Премьер высказался в том духе, что денег из бюджета выделяется «немало, но ограниченно» и всем известно, как их умело «закапывают» везде, а здесь (в дорожном хозяйстве) в первую очередь. Очевидно, резервы для рывка за Монголией Игорю Левитину придется искать внутри своего министерства.