«Роснефть» выйдет на IPO только после того, как «будут приняты все юридические решения по консолидации компании», – заявил вчера глава Минэкономразвития Герман Греф. По его словам, принципиальное решение уже принято, сейчас дорабатываются технические детали. Параметры и график проведения IPO будут определены после того, как «совет директоров «Роснефти» утвердит коэффициент конвертации акций при консолидации».
Рынок IPO – первичного размещения акций на фондовых биржах – становится все более привлекательным для российских компаний. Для многих из них выход на IPO стал не только источником пополнения средств, но и показателем престижа. О планах выхода в этом году на IPO заявили более двух десятков крупных и средних компаний, которые собираются таким образом привлечь более 20 млрд. долларов. Если эти планы осуществятся, то Россия войдет в число лидеров, возможно даже в первую тройку, рынка IPO.
По данным компаний Ernst & Young и Thomson Financial, в прошлом году рынок IPO составил более 150 млрд. долл., увеличившись за год на 16 млрд. долл. При этом Россия показала наиболее впечатляющие темпы прироста IPO. Если в период с 1996 по 2003 год IPO провели лишь 6 российских компаний, которые привлекли таким образом около 700 млн. долл., то в 2004 году на IPO вышли пять компаний, разместившие акции более чем на 600 млн. долл., а в прошлом году – уже 11 компаний, которые привлекли около 5 млрд. долл.
Столь впечатляющий рост позволил России занять в прошлом году 3% этого рынка, что лишь на 1% меньше, чем у Японии. Лидеры рынка – США, Китай и Франция соответственно заняли 20%, 15% и 11%.
Выйти с IPO в этом году помимо «Роснефти» намерены такие крупные компании, как Росбанк и Внешторгбанк. Причем от результатов «Роснефти», которая планирует разместить до 30% своих акций, зависят конечные показатели 2006 года. Учитывая, что капитализация компании оценивается более чем в 60 млрд. долл., нетрудно подсчитать, что «Роснефть» может привлечь, по самым скромным оценкам, не меньше 15 млрд. долл. Правда, еще не до конца решен вопрос, какая часть из них придется на внешние рынки, а какая – на внутренний.
IPO могут стать важнейшим источником привлечения инвестиций в Россию. Однако этот резерв ограничен. В России не так много компаний уровня «Роснефти», которые способны привлекать таким образом столь масштабные инвестиции. При этом у аналитиков нет уверенности, что все средства от размещения IPO доходят в итоге до России, а не оседают на офшорных счетах за рубежом. И если государство может контролировать перемещение средств, вырученных от IPO «Роснефтью» и другими госкомпаниями, то с частными компаниями такой контроль затруднителен.
Не случайно глава ФСФР Олег Вьюгин, возмущенный примером «Пятерочки», которая продала в прошлом году через офшорную компанию около 30% своих акций на Лондонской фондовой бирже, инициировал внесение поправок в законодательство, обязывающих проводящие IPO компании размещать часть акций на отечественном фондовом рынке.
С позицией Вьюгина согласны и многие отечественные специалисты. В частности, аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Ростислав Мусиенко считает, что, с одной стороны, выход наших компаний на рынок IPO – момент положительный. Происходит переход на международные стандарты финансовой отчетности, повышается собственный имидж, в общем, становишься, как это сейчас модно называть, полностью «прозрачным». «Но с другой, – размышляет Мусиенко, – размещение средств на западных торговых площадках – это все тот же вывоз капитала. И можно понять волнение регулятора, который пытается ограничить масштаб этого процесса». Сегодня сделать это не так просто. Дело в том, что рынок сейчас дорог, как никогда – акции большинства компаний достигли своего ценового пика, поэтому и эффект от размещения может оказаться максимальным. Отсюда стремление на Запад, где свободных капиталов крутится гораздо больше, несмотря на то, что «входной» билет на местные биржи недешев и может достигать нескольких миллионов долларов. И все же, несмотря на заманчивые перспективы, владелец компании «Евросеть» Евгений Чичваркин заявил недавно, что вместо объявленного выхода акций его компании на IPO в 2007 году в Лондоне он состоится уже в этом году, причем в России.
Правда, без риска не обойтись и на Западе. Несмотря на то что в целом российские компании проводят свои размещения вполне успешно, есть в этой игре и первые неудачники. Например, цена акции крупнейшего российского производителя шин – компании Амтел, вышедшей на IPO в Лондоне в прошлом году, составила 11 долл., что оказалось на 15% ниже нижней границы ценового диапазона в 13–16 долл., заявленного вначале. По мнению экспертов, это результат того, что компания изначально была переоценена. Так что вопрос цены тоже обсуждаем, и к этому надо готовиться заранее. В том числе и «Роснефти».
═
Компании, заявившие о проведении IPO в 2006 году
Название компании | Объем размещения | Сроки проведения(акций) | Планируемый объем привлеченных средств (долл.) |
---|---|---|---|
═ | ═ | ═ | ═ |
Внешторгбанк | 25% | ноябрь 2006 г. | 2,5 млрд. |
Верофарм | 20–25% | нет данных | 25–30 млн. |
Волга-Днепр | 25% | нет данных | 65–75 млн. * |
Евросеть | 10–15% | IV квартал 2006 г. | 200 млн. |
КамАЗ | 20% | нет данных | 80 млн. * |
⌠СТС-Медиа■ | 20% | 2006 г. | 175 млн. |
Копейка | 15–20% | 2006 г. | 100 млн. |
ММК | 10% | 2006 г. | 500 млн. |
Магнит | 20% | лето 2006 г. | 300–350 млн |
Роснефть | 30% | лето 2006 г. | 15–20 млрд. |
Росбанк | 15–20% | лето 2006. | 400–600 млн. |
СМАРТС | 20–25% | в течение 2006 г. | 100–200 млн. |
Юниаструм банк | 25% | конец 2006 г. | 100 млн. |
*по предварительным оценкам ⌠НГ■.