Российские продуктовые сети «Пятерочка» и «Перекресток» официально объявили вчера о слиянии. Эта сделка стала крупнейшей в истории российского потребительского рынка. Теперь в отрасли торговли продуктов питания появится «монстр» с объемом продаж 2,4 млрд. долл. в год и 880 магазинами. Новую структуру будет контролировать «Альфа-групп» (основной владелец Михаил Фридман), которой сейчас принадлежит 90% акций «Перекрестка». В ходе сделки по слиянию она приобретет за 1,2 млрд. долл. 54% акций «Пятерочки».
Эта сделка подняла объединенную сеть практически на недосягаемую высоту. По словам аналитика ИК «Метрополь» Михаила Краснова, по выручке в 2,4 млрд. долл. она вышла на первое место среди конкурентов, причем со значительным отрывом. Ближайшая к ней компания – сеть розничных магазинов «Магнит» – имеет выручку в 1,5 млрд. долл. За ней идет «Ашан» – 1,3 млрд. долл. и «Дикси» – 0,7 млрд. долл. Собственно, руководство компаний и не скрывает, что цель объединения – получить существенное преимущество перед конкурентами.
«Перекресток» работает в трех форматах: гипермаркет, супермаркет и магазины шаговой доступности, а «Пятерочка» ориентируется на небольшие и средние магазины с невысокой стоимостью товаров. Вместе они охватывают все группы покупателей. Такого преимущества нет ни у одной сети», – рассказывает Михаил Краснов. По его словам, они получили хорошие возможности для проникновения в регионы. Крупные города лучше захватывать с помощью гипермаркетов, но зато с ними не проникнешь в населенные пункты поменьше, для этого подходят магазины эконом-класса, а по мере роста потребительского рынка можно переходить и на супермаркеты.
Еще одно преимущество объединенной сети – цены. Уже сейчас сети диктуют условия многим производителям. А новообразованная компания сможет требовать более крупных скидок на товары.
Впрочем, пока говорить о какой-либо монополизации рынка торговли продуктами питания рано. «Вряд ли новая сеть сможет выдавливать конкурентов из регионов, – говорит Михаил Краснов. – Рынок еще слишком раздробленный. На 5 крупнейших компаний приходится около 5% всего оборота продуктов питания, который составил в прошлом году 130 млрд. долл. Для сравнения в Европе крупнейших 5 компаний делают 80% оборота».
Кредитные эксперты отнеслись к сделке неоднозначно. После оглашения ее параметров Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's поместило долгосрочный кредитный рейтинг Pyaterochka Holding N.V., владельца сети «Пятерочка», в список CreditWatch с негативным прогнозом. Это означает, что ее текущий рейтинг BB– находится под особым наблюдением с возможностью понижения.
«Пятерочка» была больше «Перекрестка»
Сеть «Пятерочка» имеет 347 собственных магазинов эконом-класса, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, и более 400 магазинов, работающих по франчайзингу. Продажи собственных магазинов «Пятерочки» в 2005 году составили 1,359 млрд. долларов. В сеть «Перекресток» входит 130 супермаркетов и гипермаркетов в России и на Украине. Продажи компании в 2005 году достигли 1,015 млрд. долларов.