Михаил Касьянов не желает говорить о своей экономической программе.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
От круглого стола «Россия-2006: развилки экономической политики», ведущим которого был заявлен возможный кандидат в президенты, экс-премьер Михаил Касьянов, участники и журналисты ждали многого. Их интриговал вопрос, озвучит ли Михаил Касьянов свои экономические убеждения и представит ли на суд ведущих экономистов и общественности собственную экономическую программу. Однако действительность разочаровала. Круглый стол превратился в бенефис известных экономистов, экс-премьер же в основном отмалчивался.
В ходе обсуждения главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков отметил, что, несмотря на продолжающийся рост цен на нефть, сейчас происходит замедление экономического роста и снижение динамики увеличения ВВП. По его словам, пока дорогое черное золото как-то поддерживает более-менее сносный уровень платежного баланса, однако не стоит забывать о том, что период дешевых денег и внутренних энергоресурсов скоро закончится. Деньги «подорожают» вследствие грядущей стабилизации цен на нефть за счет сокращения притока валютной выручки, а энергоресурсы остаются дешевыми до тех пор, пока сохраняются свободные мощности. «Мы подошли к пределу загрузки мощностей, поэтому можно ожидать, что через несколько лет рост объемов экспорта приостановится. Импорт же по инерции какое-то время будет расти, что резко снизит профицит торгового баланса», – обрисовывал мрачные перспективы российской экономики Гавриленков.
Выступивший вслед за ним научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин указал на то, что «в нынешних условиях существенного повышения темпов экономического роста достичь не удастся, а возможности удвоения ВВП, которые опирались на частный бизнес, были, но мы их упустили, из-за чего мы каждый год теряем примерно 2% ВВП». Более того, по мнению Ясина, предлагаемые Минфином меры по сдерживанию инфляции вообще могут привести к экономическому спаду. В частности, по его мнению, дальнейшая стерилизация денежной массы может вызвать снижение деловой активности, которая является важнейшим элементом наращивания ВВП.
Член-корреспондент РАН Сергей Глазьев подверг сомнению сам факт наличия «лишних» денег в бюджете. «Профицит бюджета возникает не потому, что у нас избыток денег, а потому, что государство дестимулирует экономический рост», – заявил Глазьев. По его мнению, бюджетная политика правительства в корне неверна: порядка 40% средств расходуются на правоохранительные органы и оборонный комплекс, а инвестиции в образование и здравоохранение в несколько раз ниже, чем в развитых странах.
Глазьев также отметил, что экономическому росту в России препятствует невиданный уровень коррупции. «Анатолий Чубайс заявляет о необходимости повышения энерготарифов, однако зарплата руководства РАО «ЕЭС» составляет десятки тысяч долларов. Это наглядный пример коррумпированности российской экономики», – считает экономист.
Выслушав критику экономической действительности в исполнении известных экономистов и политиков, журналисты попытались получить от Михаила Касьянова ответ на вопрос, есть ли у него рецепты исправления такой ситуации, однако ответа не получили.
Корреспонденту «НГ» он скромно сообщил, что «никаких комментариев и интервью не будет», уклонился он от общения и с другими журналистами. Как сообщила «НГ» его пресс-секретарь Татьяна Разбаш, сейчас Михаил Михайлович лишь внимательно прислушивается к тому, что говорят на подобных мероприятиях экономисты, а уж потом будет формировать собственную экономическую программу.
В то же время не все экономисты верят в то, что у Касьянова нет экономической программы, по крайней мере ее набросков. «Я думаю, что нынешняя экономическая программа Касьянова совпадает с его экономической позицией в бытность его премьером», – отметил в беседе с корреспондентом «НГ» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, подобные круглые столы призваны углублять и расширять эту программу. «Экономическая политика Касьянова – это умеренный либерализм, направленный на благо общества, и она в корне отличается от безудержного либерализма государства, направленного на обогащение частных лиц и групп. Мое отношение к позиции Касьянова и государства можно сравнить с отношением вегетарианца к обычному человеку, который ест мясо, и к людоеду», – резюмировал Делягин.