Семен Вайншток ослабит транзитную зависимость российских нефтяников.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Россия продолжает диверсифицировать транспортные пути для экспорта энергоносителей в страны дальнего зарубежья. В пятницу завершилось строительство третьей линии Балтийской трубопроводной системы (БТС). Об этом сообщил президент «Транснефти» Семен Вайншток. Теперь через порт Приморск в Ленинградской области в Европу и США будет отправляться до 65 млн. тонн нефти. «Таким образом, Россия использует собственную территорию для снижения рисков транзитных стран», – заявил на торжественной церемонии министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.
«Во-первых, третья очередь БТС позволит разгрузить поставки через Новороссийск и по трубопроводу «Дружба» (через Белоруссию, Украину), которые загружены практически на 100% и при пиковых нагрузках могут не справляться с объемом поставок, – говорит аналитик ИК «Солид» Денис Борисов. – Во-вторых, БТС учитывает будущие потребности нефтяных компаний, связанные с ростом добычи нефти на 3–4% в год».
По словам аналитика, первые две очереди БТС решили для России проблему транзита через прибалтийские страны. «Там тарифы были изначально завышены. Но сейчас российская нефть через прибалтийские порты уже не экспортируется», – говорит Борисов. Из-за БТС страны Балтии потеряли немалые деньги, в частности, доходы от транзита российской нефти достигали 25% в бюджете Латвии и Эстонии.
В связи с окончанием строительства БТС Россия уменьшила свою зависимость и на юго-западном направлении. Танкеры, отправляющиеся из Новороссийска, должны пройти через два турецких пролива: Босфор и Дарданеллы. По словам Дениса Борисова, с турецкой стороной периодически возникают трения по поводу транзита российских танкеров. Так что в экстренной ситуации нефтяные потоки частично могут быть переориентированы на северный канал, что дает России дополнительные преимущества в переговорах с Анкарой о транзите через турецкие проливы.
В поставках нефти по Балтийской трубопроводной системе заинтересовано большинство отечественных нефтяных компаний, в частности «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP». Кстати, одно время, когда у правительства не было денег на строительство нефтепровода, ходили разговоры о том, чтобы привлечь средства нефтяных компаний для реализации этого проекта. Но в итоге «Транснефть» обошлась собственными ресурсами и привлеченными у банков средствами. В частности, Сбербанк выделил компании 20 млрд. руб. кредитов. В настоящее время, как заявил в пятницу Виктор Христенко, «Транснефть» полностью расплатилась по кредитам, привлеченным для создания БТС. Это дает «Транснефти» возможность с хороших финансовых позиций начать строительство другого масштабного нефтепровода – Восточная Сибирь – Тихий океан.
Балтийская трубопроводная система
БТС задумывалась в первую очередь для уменьшения зависимости отечественных экспортеров нефти от услуг транзитных государств: Латвии, Литвы и Эстонии. Транспортировка тонны нефти через их порты, в частности Вентспилс, Бутинге, Муугу и Порвоо, обходилась приблизительно на 3–5 долларов дороже, чем по другим направлениям. Первая очередь БТС мощностью 12 млн. тонн нефти в год была пущена в 2001 году. Затем, в 2004 году, в рамках строительства второй очереди мощность БТС возросла до 42 млн. тонн. Сейчас же, с запуском третьей, и последней, очереди, пропускная мощность системы достигла 65 млн. тонн. Общая стоимость проекта составляет 2,2 млрд. долларов. Его заказчиком является государственная компания «Транснефть». Нефть по БТС поступает из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, месторождений Западной Сибири, а также Казахстана.
Восточный нефтепровод можно строить
Проект строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) прошел последнее согласование. Как сообщил в пятницу министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, Главгосэкспертиза утвердила технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства первой очереди нефтепровода ВСТО. По словам министра, «было получено последнее положительное заключение».
Ранее «Транснефть» долго не могла пройти экологическую экспертизу в Ростехнадзоре в связи с тем, что трубопровод по проекту должен пройти в непосредственной близости от озера Байкал. Против этого активно выступали экологи и власти Иркутской области. Однако примерно месяц назад, перед визитом президента Владимира Путина в Китай, Ростехнадзор дал проекту зеленый свет. После этого дело оставалось только за Главгосэкспертизой.
После вынесения положительного заключения Главгосэкспертизой были устранены последние препятствия для начала работ по сооружению нефтепровода. Дочка «Транснефти» – «Центр управления проектом «ВСТО» – уже объявила открытый конкурс по выбору поставщиков материально-технических ресурсов для строительства объектов первой очереди ВСТО. Итоги будут подведены 14 апреля.
Несмотря на то что общая стоимость первого этапа строительства составляет 7 млрд. долл., по словам Виктора Христенко, «сверхъестественных проблем в привлечении средств для проекта нет». По всей видимости, кредиторами станут Сбербанк и ряд зарубежных банков. Помимо этого будут использованы собственные средства «Транснефти».