Леонид Рейман хочет забрать у силовиков половину частот.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Вчерашнее заседание правительства, по определению, должно было стать рутинным мероприятием – отправившийся в понедельник в сверхдальнее турне по Южной Америке премьер Михаил Фрадков случайно или намеренно не оставил своему потенциальному преемнику первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву решение глобальных проблем социально-экономического характера. Пространная повестка дня изобиловала исключительно ратификацией различных документов, в связи с чем перспективы развития национальной инфраструктуры связи, в изложении профильного министра Леонида Реймана, выдвинулись на первый план.
Однако даже в этом вопросе, казалось, не было особой интриги. Минсвязи заблаговременно обкатал актуальную тему, ставшую в феврале предметом обсуждения президиума Госсовета, в министерствах и ведомствах, и практически повсеместно получив согласование протокольного решения. Коллеги согласились с Леонидом Рейманом в том, что отрасли, демонстрирующей стабильно высокие темпы развития, вклад которой в ВВП в прошлом году достиг 3,7%, стало тесно в существующих границах.
В первую очередь речь идет о радиочастотном спектре. Исторически сложилось, что для нужд гражданской связи в России отведено всего 9% частот. Все остальное – вотчина силовых министерств и ведомств. Для сравнения: в развитых странах мира этот показатель составляет примерно 50 на 50. Минсвязи не видит другого выхода, кроме как срочно заняться конверсией радиочастотного спектра. Без этого невозможен, в частности, перевод телерадиовещания на цифровой стандарт, запланированный на 2015 год.
Сроки поджимают, работа же фактически стоит. Предусмотренные на эти цели средства в бюджете 2006 года невозможно освоить, поскольку до сих пор не прописаны правила игры, что ставит под угрозу вообще выполнение поставленной задачи, посетовал Леонид Рейман. Глава Минобороны Сергей Иванов заверил, что военные готовы пойти навстречу. Обязательное условие – завершение до конца 2006 года научно-исследовательской работы по этой проблематике. Однако даже при благоприятном раскладе финансирование Минобороны использования радиочастотного спектра начнется не ранее чем с 2008 года, т.е. полуторагодичная задержка уже запрограммирована.
Еще одна сложность – донельзя изношенная материально-техническая база. Некоторые спутники связи, например, работают на остаточном ресурсе, их технические характеристики не соответствуют номиналам. Только господдержка позволит восстановить спутниковую группировку, убежден Леонид Рейман. «За последние шесть лет на орбиту доставлены 10 спутников. Это позволило в известной мере снять остроту проблемы, но не решить ее окончательно. Срок эксплуатации трех спутников заканчивается в 2007 году, еще двух – в 2008-м, подчеркнул министр. Таким образом, о стабильности говорить преждевременно. На замену нужно отправить в космос еще восемь спутников, что предполагает серьезные финансовые затраты из бюджета.
Неспособный распорядиться казенными деньгами без вреда для экономики и финансовой системы страны глава Минфина Алексей Кудрин остался верен себе. Он призвал Леонида Реймана подумать над максимальным сокращением бюджетных расходов. Между министрами возникла искрометная дискуссия на тему, может или нет российская почтовая связь перейти в частные руки. Глава Минсвязи проявил себя истинным государственником и радетелем интересов малоимущих слоев населения, которые остаются верны эпистолярному жанру. Министр финансов, напротив, призвал коллегу подумать о возможном акционировании Федеральной почтовой службы. Существование за государственный счет этой естественной монополии явно не дает ему покоя. Телефонную связь же приватизировали, «Связьинвест» сейчас приватизируем, напирал он, в чем принципиальное отличие этого вида связи от почтовой? Что же до малоимущих, то Алексей Кудрин предложил перейти к адресной помощи, как это сделано при монетизации льгот.
Леонид Рейман, возможно, и не устоял бы перед такой логикой, если бы не поддержка Дмитрия Медведева. Куратор национальных проектов, похоже, не видит ничего страшного в том, что почта в России останется государственной. Во всяком случае, как иначе можно расценить слова первого вице-премьера о том, чтобы Минсвязи расширил полномочия своего подразделения вплоть до почтовых ящиков в подъездах? «А то на них смотреть страшно», – веско добавил Дмитрий Медведев, после чего глава Минсвязи с готовностью взял под козырек. Учитывая масштабы новой задачи, теперь едва ли у него останется время для мыслей о полезности акционирования почты.