Процесс ликвидации ЮКОСа может погрязнуть в мелких банкротствах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Руководство ЮКОСа не оставляет попыток сохранить компанию от банкротства и распродажи ее активов государственным структурам, но при определенных обстоятельствах готово пойти ва-банк. Вчера исполнительный вице-президент ЮКОСа Василий Алексанян заявил, что стоимость компании составляет не менее 20 млрд. долл., а общий долг равен 10 млрд. долл. «Значит, есть возможность расплатиться. В нормальном мире такую компанию не банкротят», – подчеркнул он. Однако если государство и дальше будет продолжать разваливать компанию, то ЮКОС готов пойти на крайние меры. По его словам, будут возбуждены процедуры банкротства в регионах в отношении дочек компании. И тогда «вместо одного процесса о банкротстве получится 10–12 банкротств на местном уровне, с которыми не смогут справиться ни назначенные судом временные управляющие, ни менеджмент ЮКОСа, ни всемогущая «Роснефть».
После продажи за долги «Юганскнефтегаза» у ЮКОСа еще остались добывающие активы: «Томскнефть», «Самаранефтегаз» с общей добычей 24,5 млн. тонн нефти, а также нефтеперерабатывающие заводы, сеть заправок и сбытовые компании. Основным претендентом на них является государственная «Роснефть», которая недавно выкупила у синдиката западных банков долги ЮКОСа и фактически стала основным фигурантом в деле банкротства нефтяной компании.
Эксперты считают, что привлеченные к банкротству ЮКОСа лица могут прибегать к некоторой хитрости. В частности, считать стоимость опальной компании по балансовой стоимости, а не по величине денежных потоков. Так, на прошлой неделе временный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун запретил компании продавать имущество, превышающее 30 млн. руб., без своего письменного разрешения. Он мотивировал это тем, что балансовая стоимость компании, которая составляет 285 млрд. руб. (около 10 млрд. долл.), не покрывает долг. Между тем аналитики считают, что это лукавство. «Главный актив компании – нефтяные запасы, а также то, сколько она может добыть и продать нефти, – говорит аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Роман Елагин. – И оценивать ее по чистым активам, а не по денежным потокам не совсем верно (по такому расчету компания стоит в два раза больше – 20 млрд. долл. – «НГ»)».
Но проблема в том, что ЮКОСу вряд ли позволят продать свои активы по рыночной цене. Они будут проданы с аукциона «Роснефти», причем по значительно меньшей стоимости.
Вчера Василий Алексанян фактически предупредил «Роснефть», что она может получить ряд проблем. Управляющий партнер «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин считает: «Это не защитная схема, в России у ЮКОСа таких схем не осталось. Однако возбуждение процедур банкротства в дочках компании создаст значительные проблемы. В России практически нет практики по синхронизации банкротства сразу в нескольких компаниях, принадлежащих одной структуре». По словам юриста, в каждой дочке будет назначен свой временный управляющий, сформирован список кредиторов, возникнет проблема – кто кому что должен. И при этом в России нет специалистов, которые понимают, как разобраться в этом конфликте. «Такие дела даже за границей длятся годами», – говорит Валерий Тутыхин.
Источник в ЮКОСе согласен с мнением юриста. По его словам, вероятно, руководство в Лондоне решило, что возможен вариант, при котором «ЮКОС не достанется никому». В «Роснефти» на эту тему комментарии давать отказались, а дозвониться к моменту сдачи номера до временного управляющего ЮКОСа Эдуарда Ребгуна не удалось.