На этот раз Михаил Фрадков и Алексей Кудрин решили не ссориться.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Коллегию Минфина многие ждали с интересом. Последние несколько недель премьер-министр Михаил Фрадков и министр финансов Алексей Кудрин были, что называется, на ножах. Премьер в начале марта жестко раскритиковал министра за неспособность сдержать инфляцию. Фактически был поставлен вопрос о его профпригодности. До оргвыводов дело не дошло – Алексей Кудрин слег с воспалением легких. С больничного вышел только на прошлой неделе, впервые после длительного перерыва появившись на заседании правительства.
Однако вчера глава Минфина принимал премьера на своей территории. Можно было предположить, что последует бурное выяснение отношений, дальнейшая эскалация конфликта начальника и подчиненного. Обошлось. Михаил Фрадков был предельно корректен в оценках деятельности министерства. «Я склонен приветствовать нежелание делать безапелляционные выводы», – заявил он. Правда, это прозвучало после того, как Алексея Кудрина упрекнули в игнорировании слова «развитие» и чрезмерной любви к слову «нет». В ответ министр позволил себе демарш. Бюджет-2006 – это первый бюджет развития, напомнил он о личных заслугах. И поставил под сомнение обоснованность позитивной оценки налоговых органов, данной Михаилом Фрадковым. «У нас есть претензии к налоговой службе. Мы не можем сказать, что ее работа стала прозрачной», – подчеркнул он.
Премьер пропустил колкости мимо ушей. Пожалуй, правильно сделал. Вскоре выяснилось, что Алексей Кудрин не одинок. Критически деятельность ФНС оценивает и вице-премьер Александр Жуков. «Налоговая служба должна изменить свою психологию с обвинительного уклона на справедливый, равноправный подход ко всем налогоплательщикам», – сказал он. Говоря о собираемости налогов, Александр Жуков отметил, что администрирование НДС является «язвой, которая не заживает».
Не сумев вывести из равновесия премьера, Алексей Кудрин нашел достойного оппонента в лице главы МЭРТа Германа Грефа. Спор возник об объемах бюджетных инвестиций в экономику. Глава Минфина бьет тревогу по поводу того, что доля частных инвестиций снижается (с 2% ВВП в 2005 году, до 1,7–1,9% в 2006–2009 годах). Объем инвестиций из бюджета за последнее время вырос на 100 млрд. долл. Герман Греф оценил стремление Минфина сдерживать непроцентные расходы как абсолютно правильное.
Вместе с тем, считает он, сегодня уровень расходов инвестиционного характера абсолютно недостаточный. Для обеспечения устойчиво высоких темпов роста экономики необходим уровень государственных инвестиций не менее 3% ВВП, в то время как эти расходы бюджета в 2006 году запланированы на уровне 2,4% ВВП с последующим снижением до 2,1% ВВП к 2010 году. При этом глава МЭРТа сослался на зарубежный опыт: во Франции, США, Японии, Финляндии, где инфраструктура куда как лучше нашего развита, госинвестиции составляют 3–4% ВВП. «Я отчетливо себе представляю, что придется увеличивать объем этих средств, если хотим получить устойчивые тенденции», – сказал Герман Греф,
Особая тема обсуждения – инфляция. Везде в мире за инфляцию в стране отвечает Центральный банк, а в России в части монетарных факторов – правительство, пожаловался глава Минфина. Стабилизационный фонд был и останется универсальным средством стерилизации излишней денежной массы. По прогнозу Минфина, если цена на нефть стабилизируется на уровне 60 долл. за баррель, то объем стерилизации составит 2,135 трлн. руб. Алексей Кудрин в очередной раз подтвердил справедливость утверждения главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса, что рост тарифов естественных монополий является следствием монетарных факторов, и для того, чтобы остановить рост цен на электричество, газ, железнодорожные перевозки, надо решить эту задачу.
Алексей Кудрин завел речь о «проклятии» ресурсодобывающих стран, в большинстве которых темпы экономического роста ниже. Чтобы слезть с нефтяной иглы, нужно переориентировать экономику на инновационный путь развития. Кое-какие попытки в этом направлении предприняты. Так, правительственная комиссия по бюджетным проектировкам одобрила предложения по формированию проекта федерального бюджета без учета сверхвысоких доходов от нефтяного сектора. «Уверен, что инициатива позволит выявить дополнительные ресурсы экономики», – заявил Михаил Фрадков.
Он убежден, что работа не должна свестись к механическому пересчету бюджета исходя из низкой цены нефти. «Необходимо увидеть весь поток средств, генерируемых сырьевым сектором экономики. Качественная модель предполагает здесь использование межотраслевого анализа», – уточнил он. Минфин обладает обширной экономической информацией. «Нужно уметь ее глубоко анализировать, такой анализ экономикой и бизнесом крайне востребован сегодня», – подчеркнул председатель правительства. Отправленный 0заниматься аналитикой Алексей Кудрин выглядел, скорее, победителем. Ведь вчера никто не усомнился в его профпригодности.