Сегодня даже люди, занятые на опасных работах, редко задумываются о том, чтобы застраховать свою жизнь.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В прошедшем году резкое снижение сборов премий по страхованию жизни стало настоящей сенсацией. По итогам 2005 года эти показатели оказались очень скромными – всего 25 млрд. рублей. В то время как в 2004 году по страхованию жизни было собрано 102 млрд. рублей, а в 2003-м – 149 млрд. «За два года сборы сократились в 6 раз, – сообщил «НГ» глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев. – И это не предел. Рынок классического страхования вряд ли превышает сегодня 6–9 млрд. рублей». По его словам, это положительная тенденция, рынок страхования наконец становится рынком страхования, а не рынком финансовых услуг, содержание которых сводится или к налоговой оптимизации, или к хищению средств с помощью страховых технологий. Как известно, именно страхование жизни грешило «серыми схемами».
«Снижение сборов по страхованию жизни связано с уходом с рынка «серых схем». Это подтверждается, в частности, тем, что при резком сокращении премий и выплат по страхованию жизни объем резервов по этому виду страхования сократился незначительно», – считает генеральный директор ООО «Общество страхования жизни «Россия» Маргарита Хорунжая. Впрочем, по ее словам, говорить о полном исчезновении схем пока нельзя. «Произошло оздоровление рынка страхования жизни, но схемы перетекли в другие сегменты, и в общем объеме собранной премии доля схемного страхования не снизилась», – уточняет она. «Некоторое оздоровление налицо, хотя до окончательной очистки от схем еще далеко. При этом явного раздувания других сегментов за счет схемного бизнеса мы не видим», – считает руководитель Центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец.
Об оздоровлении рынка говорят и эксперты МСК. «Рынок, безусловно, оздоровился за последний год. Лицензии у наиболее активных участников налогосберегающих схем отобрала ФССН, а схемный бизнес некоторых крупных компаний стал сворачиваться под нажимом акционеров или передаваться в более мелкие компании, – считает заместитель генерального директора Московской страховой компании Александр Федонкин. – Полностью схемы не исчезли (как они не исчезли и на Западе): некоторые страховщики переключились на финансовые риски, перестрахование и т.п.». При этом он убежден, что объем реального страхования существенно увеличился. По оценкам Алексея Зубца, в 2005 году сборы премии по классическому страхованию жизни выросли более чем на 80%. Александр Федонкин оценивает объем реального рынка страхования жизни в несколько сотен миллионов долларов. По словам Маргариты Хорунжей, объем этого рынка еще очень и очень мал: он составляет максимум 150–170 млн. долларов.
Налоговые льготы – главный стимул
Почему классическое страхование жизни развивается не так стремительно, как предполагалось? Причин для этого немало. Главная – отсутствие налоговых льгот для тех, кто заключил договора страхования жизни, причем не только индивидуально, но и за счет работодателя. «На Западе эти льготы существуют и являются серьезным основанием для развития рынка страхования жизни. Значение налоговых льгот наглядно видно на примере Германии, где в 2003 году часть льгот по долгосрочному страхованию жизни была отменена. Это привело к резкому падению охвата населения этим видом страхования – с 58 до 48%. Во-вторых, влияет нестабильная экономическая ситуация и как следствие – отсутствие доверия к долгосрочным инвестициям», – уточняет Алексей Зубец.
«В нашей стране страхование жизни пока не пользуется популярностью. Между тем в дореволюционной России каждый уважающий себя человек, по крайней мере кормилец семьи, имел полис страхования жизни», – добавляет Маргарита Хорунжая. Нынешняя ситуация в первую очередь связана с низкой финансовой и особенно страховой культурой населения, с общим недоверием к страховым институтам. По мнению Маргариты Хорунжей, несмотря на то, что страхование жизни является основным элементом социальной защищенности и стабильности как общества в целом, так и человека в частности, социальная значимость этого сектора страхования все еще недооценена и поэтому остается непопулярной у населения. «Жизнь, безусловно, бесценна, однако у каждого человека есть ответственность перед близкими, своей семьей. Сейчас не редки случаи, когда семья имеет одного кормильца, и если, не дай бог, что-то с ним произойдет, перед всеми членами семьи встанет финансовая проблема», – уточняет она.
По словам Александра Федонкина, есть и проблемы, которые связаны непосредственно с деятельностью страховых компаний и ее регулированием. И это не только недостаток квалифицированных кадров страховщиков. Главная проблема – дефицит надежных и прибыльных инвестиционных инструментов, пригодных для размещения резервов по страхованию жизни на длительный срок. Сегодня невозможно предложить страховые продукты, полностью соответствующих наиболее распространенным на западном рынке, из-за ограничений по трансферу капитала, перестрахованию и размещению резервов.
Темпы роста премий снизятся
Развитие страхования жизни, по мнению экспертов, зависит от налоговых льгот. «Безусловно, сегодня это рынок индивидуальных клиентов. На корпоративных клиентов приходится от силы 15% сборов, включая коллективное страхование от несчастного случая. Во многом это связано с тем, что российское законодательство, в том числе Налоговый кодекс, никак не стимулирует предприятия тратить средства на страхование сотрудников, – убеждена Маргарита Хорунжая. – С другой стороны, индивидуальное страхование – это бизнес, являющийся основой капитализации компании по страхованию жизни, в то время как корпоративное страхование – это бизнес конкретного менеджера, следовательно, при его уходе из компании он (бизнес) может «последовать» за менеджером». «Если будут введены налоговые льготы по страхованию жизни для предприятий, то ключевыми клиентами для страховщиков станет корпоративный сектор, как это происходит сейчас на Украине. Если изменения в НК внесены не будут, то главным источником развития рынка классического страхования жизни останутся средства физических лиц», – считает Алексей Зубец.
Не так оптимистично настроены эксперты МСК. «Ожидание чуда несколько затянулось – примерно с 1992 года, – считает Александр Федонкин. – Поэтому специализированные страховые компании, чтобы развивать бизнес, стараются максимально использовать сбытовые сети материнских компаний и создавать собственные сети. Например, помимо собственных агентств МСК-Лайф планирует продажи через Центры продаж и клиент-менеджеров МСК, ее агентскую и региональные сети, банковские сети и т.д.».
В чем все эксперты единодушны – так это в том, что темпы роста сбора премии по классическому страхованию жизни не будут высокими. «Такого, как было в последние годы, когда рынок практически удваивался каждый год, уже не будет, – уточняет Алексей Зубец. – В ближайшие годы без отсутствия внешнего стимулирования рост составит 30–40%. Что же касается конкуренции, то она и сейчас достаточно высокая и в дальнейшем еще возрастет, поскольку увеличится число игроков на этом рынке». С этими прогнозами совпадают и оценки экспертов ОСЖ «Россия»: «Безусловно, в ближайшем будущем сборы по страхованию жизни будут расти, конкуренция усилится и число участников неизбежно сократится. Однако говорить о бурном развитии пока преждевременно. Рынок страхования жизни в России будет расти, но не бурно, а эволюционно, органически. Мы ожидаем, что темпы прироста составят около 30% в год», – считает Маргарита Хорунжая.
Менее осторожны в прогнозах аналитики МСК. «После «смутного» времени 90-х годов хотелось бы верить в продолжение нынешнего периода стабильности и роста реальных доходов населения. Средняя заработная плата по России уже приближается к порогу, с которого в восточноевропейских странах начался скачкообразный рост рынка: но следует сказать, что уже тогда страховое, налоговое и валютное законодательство в этих странах было более либеральным, чем сейчас в России», – замечает Александр Федонкин. По прогнозам рейтингового агентства «Эксперт РА», при благоприятном стечение обстоятельств в ближайшие годы все-таки можно ожидать бурного развития рынка страхования жизни. К 2011 году он может достичь отметки в 1,5 млрд. Однако более вероятно, что он будет развиваться более умеренными темпами – 15–20% роста ежегодно, и через пять лет оборот рынка страхования жизни составит 400–500 млн. долларов.
═
Компании-лидеры по страхованию жизни в 2005 году
№ | Компания | Премии по страхованию жизни, тыс. руб. | Выплаты по страхованию жизни, тыс. руб. | Выплаты/ Поступления, % |
---|---|---|---|---|
1 | СК ТРАНСГАРАНТ | 4 943 158 | 5 210 711 | 105,4 |
2 | НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА | 2 737 292 | 3 264 341 | 119,3 |
3 | РЕСО-ГАРАНТИЯ | 2 231 638 | 2 389 074 | 107,1 |
4 | СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ | 1 653 308 | 258 530 | 15,6 |
5 | AIG РОССИЯ | 1 163 603 | 103 149 | 8,9 |
6 | БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ | 1 149 338 | 1 004 144 | 87,4 |
7 | МАЛАХИТ | 1 146 111 | 2 111 952 | 184,3 |
8 | СИСТЕМА РОСГОССТРАХА | 1 098 196 | 994 932 | 10,4 |
9 | УРАЛСИБ | 1 089 329 | 1 606 480 | 147,5 |
10 | ОРАНТА | 608 382 | 990 192 | 162,8 |
Источник: РБК