ЕС фактически выдвинул Москве ультиматум, угрожая отозвать свою подпись под соглашением о присоединении России к ВТО, если Москва не представит подробный график поэтапной отмены компенсационных выплат иностранных авиакомпаний за пролет по транссибирским маршрутам. Такой вердикт вынесен на прошедшей в понедельник встрече министров транспорта стран Евросоюза. Как заявил в этой связи комиссар ЕС Жак Барро, суммы компенсационных выплат чрезмерны, да и сама практика их взимания «абсолютно не соответствует международным правилам».
Основания для предъявления претензий к России, считают в ЕС, достаточно веские. Москва еще в 2003 году обязалась отменить через десять лет выплаты за транссибирские перелеты. Тогда же был подписан протокол с Евросоюзом, снимающий препятствия со стороны этой организации в вопросе присоединения России к ВТО. Однако подробного графика отмены выплат европейцы до сих пор не увидели. Выдвинутый ультиматум – последний звонок Москве, напоминающий о необходимости держать слово.
Осуществление угрозы технически возможно, признают в российской делегации по переговорам о вступлении в ВТО. В принципе Евросоюз может отозвать свою подпись под двусторонним протоколом в течение всего периода, пока не будет заключено итоговое соглашение о присоединении России к ВТО, если мы не будем выполнять ранее принятые на себя обязательства. «Это их право», – цитирует Интерфакс источника в российской делегации. По его словам, вопрос о платежах за транссибирские перелеты регулирует Минтранс и решение проблемы находится в компетенции этого министерства.
В Минтрансе скептически относятся к требованиям ЕС об ежегодном начиная с 2006 года снижении размера компенсационных выплат на 15%, считая этот вариант неприемлемым.
Стоит напомнить, что компенсационные выплаты в настоящее время осуществляют почти два десятка иностранных авиакомпаний. Получателем этих средств выступает ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» – правопреемник «Аэрофлота». Общая сумма выплат иностранных авиакомпаний за транссибирские перелеты оценивается в 300–400 млн. долл. в год.
Начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов так прокомментировал «НГ» сложившуюся ситуацию и позицию своего ведомства: «Все переговоры, проводимые при подготовке вступления России в ВТО, зафиксированы протоколами. В процессе этих переговоров вопрос об отмене транссибирских платежей не поднимался. Плата за транссибирские перелеты не является роялти – это система коммерческих отношений, учитывающая баланс интересов хозяйствующих субъектов в лице назначенных перевозчиков».
Платежи, поступающие за транссибирские перелеты, направляются на обновление воздушного парка российских авиакомпаний и на модернизацию российской аэронавигационной системы, добавил Хикматов. В настоящее время Минтранс готовит проект предложений по модернизации транссибирских платежей с учетом баланса интересов российских авиаперевозчиков и назначенных перевозчиков стран, осуществляющих перелеты над Сибирью. «Мы считаем более целесообразными двусторонние переговоры в рамках заявленного общего направления – модернизации транссибирских платежей к 2013 году», – резюмировал чиновник.