На исходе зимы российская промышленность резко сбавила обороты. Согласно обнародованным вчера Федеральной службой государственной статистики данным, в феврале объем производства промышленной продукции вырос всего на 1% к соответствующему периоду прошлого года и на 0,7% к прошедшему январю.
Столь низкие темпы роста резко контрастируют с дававшимися ранее прогнозами экономистов и экспертов, по мнению которых, промышленность в феврале должна была вырасти на 1,3–6,2% по сравнению с февралем прошлого года. При этом среднее значение прогнозов колебалось в пределах 4,5%.
В целом за январь–февраль промышленность выросла на 2,7% к аналогичному периоду прошлого года, в то время как год назад этот показатель составил 2,9%. Даже учитывая постепенное замедление темпов роста производства, в 2005 году они составили 4% по сравнению с 7,3% годом ранее, ничто не предвещало столь провальных показателей.
По мнению главного экономиста инвесткомпании «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, резкое падение темпов роста промышленности в феврале можно объяснить вызвавшими спад инвестиционной активности холодами. Особенно отрицательно погода сказалась на производстве стройматериалов, которое по сравнению с февралем прошлого года сократилось. По словам Гавриленкова, с приходом тепла следует ожидать восстановления общей динамики роста, что позволит российской промышленности и в этом году вырасти примерно на 4%.
Не драматизирует ситуацию и научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. В комментарии «НГ» он отмечает, что с 2003 года наблюдаются сезонные колебания, когда в начале года темпы роста экономики ниже прогнозных, а во второй половине года они берут реванш. В то время как инфляция в начале года выше прогнозной, а во второй половине года резко замедляется. В то же время Ясин предостерегает от перерастания снижения темпов производства в долгосрочную тенденцию. По его словам, наблюдается снижение деловой активности бизнеса, вызванное делом ЮКОСа и усилением налоговых проверок. «Многие бизнесмены сейчас вообще стоят перед вопросом, стоит ли им дальше работать в России», – отмечает экономист.
По словам Евгения Гавриленкова, не может не тревожить наблюдаемая сейчас общая тенденция торможения темпов производства в нефтяной отрасли. Если год назад они составляли 2,6 процента, то в этом году опустились до 1,5 процента. Негативные тенденции в нефтедобыче он объясняет в том числе проходящими сейчас процессами огосударствления отрасли. «Трансформация структуры собственности препятствует принятию нынешними владельцами частных компаний инвестиционных решений, в то же время госкомпании также больше думают не об инвестициях в нефтедобычу, а о сборе средств на покупку частных нефтяных компаний», – говорит Гавриленков. В результате этих процессов последние два года можно охарактеризовать как инвестиционную паузу в нефтедобыче, последствия которой будет не просто преодолеть.