Покорив Европу, «Газпром» начал масштабное наступление по всем фронтам восточного направления. К этой операции привлечены высшие фигуры российской власти.
Еще недавно «Газпром» заявил о намерениях продолжить «Голубой поток» до Израиля и Ливана, и эти планы казались весьма амбициозными, однако вскоре, вполне возможно, он замахнется еще и на индийский рынок. В пятницу в ходе визита в Дели премьер-министр Михаил Фрадков сообщил, что Россия рассмотрит возможность участия в строительстве газопровода из Ирана в Индию через Пакистан. «Будут предложения – будем их внимательно рассматривать», – сказал глава правительства, при этом отметив, что «Россия обладает огромным опытом в строительстве газопроводов. И, надеюсь, она найдет свое место в этом проекте».
Эту же тему в конце прошлой недели обсуждали в Москве зампред правления «Газпрома» Александр Медведев и министр нефти и газа Индии Динша Д. Пателла. Как пояснили в пресс-службе «Газпрома», они говорили о поставках природного газа в Индию по газопроводам и возможном участии в них российского концерна. Консультации «Газпром» будет вести с индийскими компаниями Gas Authority of India Limited и Oil and natural gas Company.
Одновременно «Газпром» активизировал усилия на ближневосточном направлении. В субботу глава компании Алексей Миллер вылетел в Израиль. В ходе визита намечена встреча с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом, на которой речь как раз пойдет о возможности продления «Голубого потока» до Израиля и Ливана. В начале февраля руководство «Газпрома» уже провело с властями Турции переговоры об организации транзита российского газа по турецкой территории на рынки третьих стран. Для реализации этого проекта может быть создан консорциум с турецкой газовой компанией Botas.
Эксперты позитивно оценивают планы российской монополии, при этом отмечая их амбициозный характер. Как считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров, участие «Газпрома» в строительстве газопровода из Ирана в Индию через Пакистан весьма выгодно для него. Во-первых, он как подрядчик хорошо заработает на выполнении этого заказа. Во-вторых, «Газпром» может получить долю в этом газопроводе, и тогда у него появятся рычаги влияния в этом регионе. А в том, чтобы «Газпром» вошел в проект не только как подрядчик, но и как акционер, заинтересована сама Индия. Ведь в противном случае при неприятностях в отношениях с Пакистаном, который может перекрыть трубу, индусы останутся с пакистанцами один на один, а так ситуацию поможет решить Россия, используя свои рычаги давления.
Впрочем, непосредственно коммерческая выгода не главное в индийском и израильском проектах. Так, израильский рынок по объемам невелик, также в масштабах деятельности «Газпрома» невелика возможная прибыль от строительства газопровода в Индию. Главное, как считает Валерий Нестеров, «Газпром» хочет получить влияние в одном из наиболее богатых газом регионов мира. Иран по запасам уступает лишь России, имеют газ Египет, Ливия. И с помощью своих газопроводов «Газпром» поставит барьер для поставок газа из этих стран в Европу, являющуюся наиболее выгодным направлением. Сейчас страны Восточного региона либо слабо представлены в Европе, либо вообще не имеют выхода на нее.