Перед поездкой президента Владимира Путина в Китай, намеченной на 20 марта, обострился конфликт между двумя госкомпаниями: «Российскими железными дорогами» и «Транснефтью». Компании не могут договориться, как делить между собой объемы поставок нефти в Китай. Как уже писала «НГ», РЖД опасается, что создаваемый «Транснефтью» нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) может лишить ее объемов перевозки нефти в Поднебесную. Поэтому вчера президент РЖД Владимир Якунин потребовал от правительства гарантировать поставки нефти в Китай на длительный срок либо на реконструкцию Забайкальской железной дороги выделить бюджетные деньги. По его словам, документы «по координации строительства ВСТО и реализации проекта перевозок нефти в Китай по железной дороге» уже направлены в правительство.
Сейчас, как пояснили «НГ» в пресс-службе РЖД, программа реконструкции дороги финансируется за счет собственной инвестиционной программы РЖД. Она оценивается в 13,7 млрд. рублей. Однако компания не готова выбрасывать на ветер такие деньги, которые могут и не окупиться, если РЖД лишится львиной доли поставок нефти в Китай. Ведь РЖД планирует к 2010 году перевозить в Поднебесную до 30 млн. тонн нефти в год. Но этому может помешать нефтепровод ВСТО, по которому «Транснефть» намерена поставлять столько же нефти в Китай и 50 млн. тонн в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким образом, за счет использования бюджетных средств РЖД хочет переложить инвестиционные риски на государство. И еще РЖД, естественно, не желает теряет весьма значительную выручку от китайских поставок, которая при тарифе 70 долл. за тонну и объемах перевозки в 8 млн. тонн составляет 560 млн. долларов.
Так что для РЖД сделанное заявление весьма логично. Тем более на прошлой неделе было устранено последнее препятствие для строительства нефтепровода – Ростехнадзор утвердил экологическую экспертизу технико-экономического обоснования проекта ВСТО. И «Транснефть» уже договаривается с иностранными банками о привлечении кредита в 2 млрд. долларов на реализацию проекта. А посол России в Китае Сергей Разов заявил вчера, что в ходе визита в Пекин руководства РФ будет продолжено обсуждение вопросов по строительству российско-китайского нефтепровода. Причем, по его словам, «Транснефть» и «Китайская национальная нефтегазовая корпорация» уже ведут практические консультации.
Впрочем, требования РЖД вряд ли будут удовлетворены. «Гарантировать поставки в Китай на длительный срок правительство могло бы лишь при отсутствии проекта ВСТО. А он уже начинает реализовываться, – говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. – Кроме того, во время визита Путина в Китай, по всей видимости, будет подписано соглашение о строительстве отвода до китайского города Дацина. По нашей информации, документы для этого уже подготовлены». А что касается выделения бюджетных средств, то вряд ли государство выделит большие деньги, считает аналитик.
Слишком значительные интересы стоят за строительством нефтепровода в Китай. Во-первых, поставки по нему гораздо дешевле, чем по железной дороге. «По сути, они были рентабельными только за счет высоких цен на нефть», – говорит Нестеров. Во-вторых, в прокладке нефтепровода заинтересовано большее число нефтяных компаний. В частности, «ЛУКОЙЛ» заявлял о намерении получить квоту до 20% в мощностях трубопровода. А по железной дороге сейчас идет преимущественно юкосовская нефть.