Сегодня в правительстве назначен судный день – министры отчитаются о причинах своих неудачных попыток сдержать темпы роста инфляции в начале этого года. Планируется заслушать министра финансов Алексея Кудрина, министра экономического развития и торговли Германа Грефа и председателя Центрального банка Сергея Игнатьева.
Можно предположить, что к последнему докладчику претензии премьер-министра Михаила Фрадкова одной лишь инфляцией не ограничатся. С главного банкира страны самое время спросить за состояние национальной валюты. Критиковать есть за что. В январе Сергей Игнатьев заверил президента, что 2006 год будет не в пример 2005-му, когда рубль укрепился вместо планировавшихся 8% на 10,5%. Зато в текущем году все под контролем, и этот показатель совершенно определенно составит 9%.
Председатель ЦБ, делая доклад президенту, наверняка считал, что приведенная им цифра взята с большим запасом. Ведь за несколько месяцев до этого директор департамента макроэкономических прогнозов МЭРТа Андрей Клепач дал еще более привлекательный прогноз. По его словам, рубль в 2006 году должен укрепиться максимум на 4,2%. Однако уже по итогам двух первых месяцев был зафиксирован рост реального эффективного курса рубля на целых 4,5%. Теперь всем ясно, что надежды правительства и ЦБ несбыточны – рост реального курса национальной валюты скорее всего составит двухзначную величину, причем без всякой пользы для сдерживания инфляции.
Опрошенные вчера «НГ» эксперты были едины в оценках: Центробанк ведет явно не в ту сторону. Как заявил «НГ» главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков, Банк России следует озвученному примерно месяц назад первым заместителем председателя ЦБ Алексеем Улюкаевым курсу на опережающее укрепление реального курса рубля в целях борьбы с инфляцией. Эксперт допускает, что в ближайшие месяцы Центробанк может даже пойти на некоторое укрепление номинального курса рубля к доллару и евро, свидетелями чего мы были в феврале. Такую политику он считает порочной, так как в нынешних условиях, для того чтобы не допустить увеличения инфляции на 1%, необходимо укрепить рубль сразу на 6–7%, что крайне негативно скажется на конкурентоспособности отечественной экономики.
«Я уже об этом неоднократно говорил. Это – позиция Центробанка, и эта позиция ошибочная, – отметил бывший первый заместитель председателя ЦБ, а ныне директор Центра развития Сергей Алексашенко. – Инфляция сдерживается другими методами». Директор института экономики РАН Руслан Гринберг также убежден, что, принося в жертву интересы своих производителей, ЦБ ничего хорошего не добьется. «Невозможно бороться с ростом цен с помощью укрепления реального курса рубля, – подчеркнул он. – Это не решает задачи, поскольку природа у инфляции сегодня совершенно другая». В результате повышение цен происходит одновременно с ростом курса рубля, совершенно игнорируя этот самый курс.
Пока реальное укрепление рубля не достигло черты, за которой наступает крах отдельных отраслей, так как в наиболее выраженном виде этот процесс затрагивает сферу услуг, которая замкнута на внутренний рынок, отметил Евгений Гавриленков. В то же время, если Центробанк увлечется номинальным усилением рубля по отношению к доллару и евро, угроза резкой потери конкурентоспособности для отраслей, конкурирующих с иностранными товаропроизводителями, может стать реальной.
Минфин повысил прогноз по инфляции
Инфляция в России по итогам 2006 года при нынешнем инерционном тренде составит 10%. Такой прогноз, по словам источника в правительстве, содержится в материалах Минфина, которые сегодня будут рассматриваться на заседании кабинета министров. Источник напомнил, что по итогам двух месяцев текущего года инфляция уже превысила 4%. И это создает серьезные проблемы для достижения целевых показателей (8,5%).