Виктор Христенко занялся энергетикой в мировом масштабе.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчера в столичном «Президент-отеле» на международной конференции говорили о проблемах обеспечения энергетической безопасности в мировом масштабе. Тема обязательна для обсуждения, коль скоро, как известно, ее заявил президент Владимир Путин в качестве одного из ключевых вопросов повестки саммита глав государств G-8 в Санкт-Петербурге.
Глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко, на правах хозяина открывая вчерашнюю дискуссию, констатировал, что сегодня 90% мирового ВВП производится в странах, импортирующих энергоресурсы, а с другой стороны, налицо «широкий масштаб энергетической бедности, выражающийся в отсутствии у 2 млрд. населения планеты возможности пользоваться энергетическими услугами на приемлемых коммерческих и технических условиях». Решение проблем министр увязал с расширением инвестиций в энергетику, сославшись на оценки Международного энергетического агентства, согласно которым до 2030 года в развитие мировой энергетической системы необходимо инвестировать до 17 трлн. долл.
«Активная поддержка со стороны международных финансовых институтов будет способствовать более интенсивному привлечению инвестиций, в том числе частных, для финансирования проектов в области энергетики», – подчеркнул Виктор Христенко, признав необходимость дальнейшего развития рыночных отношений в энергетическом секторе. Впрочем, тут же была сделана оговорка: рыночные реформы не самоцель, а инструмент повышения эффективности и надежности мировой энергетики. Здесь, как ни крути, не обойтись без руководящей и направляющей силы государства, которое не только предложит рынку строгие правила игры, но и позаботится об устранении перекосов и о долгосрочном планировании.
На этом фоне выступление заместителя министра торговли США Дэвида Сэмпсона прозвучало диссонансом. Только рыночные подходы, заявил гость, дают наилучшие решения. В Соединенных Штатах, сослался он на опыт своей страны, именно рынку доверено регулировать развитие энергетики. И результаты говорят сами за себя – эффективность производства и использование энергии за последние годы улучшились на 50%. «Если правительство не приветствует развитие частного бизнеса в энергетическом секторе, – предостерег Дэвид Сэмпсон, – то результаты могут оказаться неудовлетворительными».
Позицию американского чиновника поддержал президент РСПП Александр Шохин. С его точки зрения, для российского ТЭКа принципиальное значение имеет принятие решения о допуске иностранных инвесторов к нашим энергетическим активам. Бизнес, уверен Александр Шохин, можно привлечь в энергетику через государственно-частное партнерство, в том числе через механизм концессий. Президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов с этим в принципе согласен. Однако, напомнил он, инвестора отвращают от сотрудничества нестабильное налоговое законодательство и бюрократические препоны.
Руководство РАО «ЕЭС» также рассчитывает на помощь бизнеса. Ежегодная потребность в инвестициях составляет около 20 млрд. долл., сказал финансовый директор энергохолдинга Сергей Дубинин, тогда как инвестируется 6–7 млрд. долл., что, конечно, недостаточно для реализации программы масштабного технического перевооружения отрасли. «Мы реформируемся для того, чтобы привлечь частные инвестиции», – отметил он, заверив, что необходимые условия для этого уже созданы. В частности, подготовлены предложения по проведению дополнительных эмиссий акций генерирующих компаний – ТГК и ОГК. Также правительство утвердило постановление о механизме гарантирования инвестиций в электроэнергетику. Все это, полагает Сергей Дубинин, обеспечит в течение ближайших пяти лет приток инвестиций в электроэнергетику в объеме от 3 до 5 млрд. долл. ежегодно.