– Михаил Юрьевич, что стоит за вашим предложением разделить средства Стабилизационного фонда и разместить их за рубежом в акции и ценные бумаги?
– Самое главное, что сегодня необходимо нам сделать, чтобы средства Стабфонда могли накапливаться. Соответственно деньги должны работать и повышать его капитализацию. Принципиально важно при этом, о чем мало кто говорит, чтобы эти деньги, размещенные за рубежом в акции и ценные бумаги, возвращались в Стабилизационный фонд, увеличивая его капитализацию. Это потребует изменений в законодательстве, но основная, стратегическая идея состоит в том, чтобы в конечном итоге заместить доходы, которые мы получаем сегодня от нефти, на доходы, которые мы сможем получить в результате размещения средств Стабфонда в активы разного рода и в том числе в акции надежных иностранных компаний.
– Стабфонд почти как «золото партии», о котором все слышали, но никто не видел. Где эти деньги сегодня? Кто ими руководит, контролирует?
– Они лежат на счете в рублях, в рублевых активах, как говорит глава Минфина Алексей Кудрин, на специальном счете в Центральном банке.
– Ну а контроль? Кто за ними присматривает?
– Контроль, я так понимаю, должен осуществлять Центральный банк и Минфин, но о том, как происходит движение средств Стабфонда, что и в какие бумаги вложено, в какие активы, какой длины, под какие проценты и, в конечном итоге, сколько получено с этих средств дохода, информации нет. Пока они никуда не вложены. В течение двух лет операций со средствами фонда не производилось.
– И этот год, судя по всему, потерян.
– Конечно, и этот год тоже потерян. Более того, от имени правительства Минфин должен был заключить договор по правилам управления этими средствами. Однако в течение полутора лет такой договор не заключался. Насколько я знаю, Минфин лишь неделю назад представил в правительство основные положения этого договора, тогда как его можно было бы заключить уже в конце 2004 года.
– Если ваше предложение будет принято, не обвалится ли рубль? Все-таки предстоит конвертировать 1,5 трлн. руб.
– Это внутренние операции Центробанка. Механизм отработан, ведь и раньше на рубли покупали доллары.
– А могут ли рубли Стабфонда просто вывести из оборота? Обнулить, засчитав вместо них соответствующую сумму из золотовалютных резервов?
– Надо действовать так, как прописано в законе. Все операции, какие должны быть, в нем определены. Золотовалютные резервы и деньги, поступающие в Стабилизационный фонд, ни коем случае нельзя перемешивать. Наоборот, должен быть отдельный счет, отдельный баланс, отдельное движение этих средств. Словом, все раздельное. И показывать отдельно доходы, которые получены от размещения золотовалютных средств и средств Стабилизационного фонда. Даже если они в долговых обязательствах.
– Как образовать управляющую компанию, которой, по вашему предложению, надлежит заниматься деньгами Стабфонда, размещая их за рубежом?
– Это один из ключевых моментов. Управляющая компания будет отбираться на конкурсной основе. Это будет открытая, ясная, четкая процедура. Будут разработаны условия, на основании которых деньги могут передавать в управление, определены доходность и надежность активов с учетом страхования и т.п.
– Исключит ли это на сто процентов коррупцию?
– Полностью едва ли. Но все равно это будет более транспарентная система, чем когда гос- органы занимаются такими вещами, как размещение средств Стабилизационного фонда в зарубежные активы.