Сергей Шаталов присматривается к тем, кому понадобится налоговая 'индульгенция'.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Минфин внес в правительство доработанный законопроект о налоговой амнистии, сообщил вчера статс-секретарь министра финансов Сергей Шаталов. По его словам, по сравнению с предыдущей версией документ претерпел незначительные, «чисто технические доработки». Как пояснил «НГ» заместитель департамента налоговой, таможенной и тарифной политики Минфина Александр Иванеев, замечания касались процедурных вопросов, в частности таких, как возможность возврата декларации, но сейчас они устранены. А по наполнению документ остался прежним.
Таким образом, амнистия приобрела окончательные очертания. Гражданам предлагается явиться в налоговую службу, заполнить специальную декларацию и, заплатив с легализуемой суммы сбор в 13%, получить охранную грамоту. При этом не нужно перечислять деньги в российские банки, как это предлагалось в предварительном варианте. «Человек покупает «индульгенцию» на ту сумму, которую считает нужной. Причем не важно, есть ли у него на самом деле эти деньги или нет, но освобождение на эту сумму он приобрел», – поясняет Александр Иванеев. Согласно документу, амнистия будет проведена с 1 июля 2006 года по 1 апреля 2007 года.
Впрочем, «индульгенция», «налоговая амнистия» – слишком громкие названия для этого мероприятия. Лучше называть его «упрощенной декларацией средств физическими лицами», как это делают сами чиновники. Законопроект освобождает только от ответственности за неуплату подоходного налога (от 13 до 35% в разные годы) и применительно к частным предпринимателям еще дает прощение по единому социальному налогу. За остальное: нарушения таможенных норм, сокрытие прибыли, уклонение от других налогов – придется нести наказание по всей строгости законов. Кроме того, в документе не прописаны гарантии того, что налоговая служба не будет использовать декларации для поиска фирм, в которых можно провести налоговую проверку. По словам Александра Иванеева, деятельность налоговой службы и упрощенное декларирование – разные вещи. «Человек сам принимает решение, оценивает риски».
У амнистии нет целевой группы, но интересна она будет по большей части среднему классу. «Например, много людей сдают квартиры в Москве, но 98% из них подоходный налог не платят. Почему бы им не воспользоваться амнистией? Тем более что у многих проблемы с соседями, которые возьмут да настучат на них», – говорит Иванеев. Чиновники не ставят задачу вернуть как можно больше денег в Россию. Таких расчетов даже нет. Еще ранее начальник Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович заявлял, что амнистия направлена на повышение доверия власти: «Важно, чтобы люди почувствовали, что можно безбоязненно инвестировать в экономику России».
«Техника проведения амнистии достаточно продуманна, так как не предусматривает разглашения источника легализуемых доходов», – заявил «НГ» юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. По его словам, успех этой акции может обеспечить обсуждаемая сейчас в правительстве идея введения контроля за крупными расходами граждан, который может быть введен в жестком варианте. В то же время, отмечает юрист, для части граждан ставка налога в 13% может показаться непривлекательной, а другую часть могут отпугнуть соображения, что, легализовав доходы, можно попасть под более пристальный контроль налогового инспектора, который впредь будет смотреть на легализовавшего доходы гражданина как на потенциального нарушителя налогового законодательства.