Источник: Сообщество менеджеров E-xecutive
Проблем у страховщиков, работающих в сфере добровольного медицинского страхования, достаточно. С одной стороны, постоянно дорожают медицинские услуги, с другой – не хватает клиник, где можно обеспечить достойный уровень сервиса. «За последние годы цены в самых популярных клиниках растут ежегодно в среднем на 10–15%. При этом сами полисы дорожают более низкими темпами – на 5–10%. Это значит, что часть нагрузки страховщики пока берут на себя», – говорит член правления «Ренессанс Страхование» Сирма Готовац. По мнению экспертов РОСНО, цены на услуги клиник выросли в прошлом году практически на 20%. С этими данными совпадает статистика СК «НАСТА». «На сегодняшний день стоимость медицинских услуг в медучреждениях в среднем увеличилась на 15–20%. Подорожание в основном приходится на конец года – начало нового года, – уточняет начальник отдела андеррайтинга добровольного медицинского страхования СК «НАСТА» Вероника Григорьева. – Некоторые медицинские учреждения изменяют стоимость медицинских услуг два раза в год, а то и больше». По ее словам, повышение стоимости услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями, на 5–10%, как правило, не приводит к корректировке тарифов страховщиков, повышение более чем на 10% чаще всего влечет за собой и подорожание полисов ДМС. Для страховщиков это серьезная проблема, они заинтересованы в оптимизации расходов.
Что же касается клиник, то их число достаточно ограничено, практически все страховые компании работают с одними и теми же центрами. Получается, что не страховщики выбирают клиники, а клиники диктуют страховщикам свои условия. По мнению Сирмы Готовац, сегодня чувствуется нехватка качественных медицинских центров: «Это не касается VIP-клиник, их как раз в столице достаточно. На мой взгляд, недостаточно качественных поликлиник среднего уровня, медицинских учреждений класса «престиж».
Чтобы контролировать цены и качество, страховщики вынуждены сегодня сами строить собственные медицинские центры, открывать альтернативные службы «Скорой помощи». Практически у всех крупных страховщиков есть такой опыт. В 2005 году дочерняя компания «Ингосстраха» – ООО «ТИМ Ассистанс» – открыла в Москве медицинский центр «ТИМ-клиник», куда прикреплено более 13,5 тыс. клиентов. «Таким образом, мы полностью контролируем качество медицинских услуг, предлагаемых нашим клиентам. Средний срок окупаемости подобных проектов зависит от объема инвестиций и может составлять до 10 лет», – говорит директор департамента медицинского страхования ОСАО «Ингосстрах» Михаил Копитайко. Наличие у страхователя собственного медицинского центра позволяет страховой компании, по его мнению, осуществлять наиболее полный контроль качества, объемов и сроков оказания медицинской помощи, гарантировать высокий уровень сервиса, а также контролировать стоимость медицинских услуг, а следовательно, и оптимизировать страховые тарифы. «Таким образом, у страховой компании увеличиваются возможности для расширения набора страховых продуктов с наиболее оптимальным соотношением цены и качества», – уточняет он. Подобной же точки зрения придерживаются и в компании РОСНО. «Создание клиники – затратное дело, но позволяет устанавливать определенные стандарты качества обслуживания и обеспечивать высокий уровень сервиса при контролируемой себестоимости лечебного процесса», – говорит директор департамента медицинского страхования РОСНО в Московском регионе Петр Явербаум. По мнению Сирмы Готовац, для страховых компаний это мера временная и вынужденная. «Но мое глубокое убеждение, – добавляет она, – что в долгосрочной перспективе страховщики должны отделить этот бизнес или сделать отдельное направление. Все-таки страховая компания должна заниматься страхованием, а медицинская компания – предоставлением медицинских услуг. Когда на рынке появятся частные деньги, инвестиции, то вопрос о создании собственных клиник для страховых компаний сам собой отпадет». При этом «Ренессанс Страхование» не планирует пока открывать собственные медицинские центры, здесь создали сервисную компанию – «Медкорп». В ней работают врачи общей практики, педиатры, некоторые узкие специалисты. «Мы рассматриваем эту компанию с точки зрения повышения качества сервиса, с ее помощью мы предоставляем, например, дополнительные выездные услуги, расширяем штат офисных врачей», – уточняет Сирма Готовац.