Алексей Миллер проводит кастинг немецких партнеров.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
«Газпром» и E.ON согласовали активы, которые немецкая сторона может предоставить за участие в разработке Южно-Русского месторождения, заявил в конце минувшей недели председатель правления E.ON Вульф Бернотат. Таким образом, E.ON потеснит в этом проекте другой германский газовый концерн – BASF, и последний не будет единственным партнером «Газпрома» в разработке месторождения. Как подтвердил «НГ» пресс-секретарь председателя правления «Газпрома» Сергей Куприянов, переговоры с E.ON ведутся, но до их завершения активы названы не будут.
Южно-Русское месторождение с запасами 700 млрд. кубометров газа является ресурсной базой для Северо-Европейского газопровода, который будет поставлять газ напрямую из России в Германию. Первоначально предполагалось, что разрабатывать месторождение «Газпром» будет с немецким концерном BASF, который получит в нем 49% акций. Однако впоследствии стало известно, что в консорциуме может появиться третья сторона – E.ON, который претендует на 25% Южно-Русского месторождения.
Новое распределение долей пока неизвестно. Однако ясно, что «Газпром» сохранит за собой контрольный пакет акций в месторождении. Наиболее вероятно, что E.ON получит долю за счет своего конкурента BASF. Тем более, как ранее заявляло руководство российского концерна, между «Газпромом» и BASF существует договоренность о возможности появления третьего партнера, причем его доля будет формироваться за счет доли BASF.
За участие в добыче российского газа обе немецкие компании должны были предложить «Газпрому» часть своих активов. В частности, по договоренности с BASF «Газпром» увеличивал свою долю в немецком сбытовом предприятии Wingas с 35 до 50%. Между тем до сих пор неизвестно, какие предложения поступили от E.ON. По мнению начальника аналитического управления ИК «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, немецкая компания предоставит долю в сбытовых активах и газовых хранилищах в Центральной и Восточной Европе. «Это перспективный рынок, который растет более быстрыми темпами, чем Старая Европа, и, кроме того, активы там еще относительно дешевы», – говорит он.
По некоторым данным, «Газпром» хотел получить долю в самом E.ON. Однако немецкий концерн отказался – иначе ему стало бы труднее покупать газ у других поставщиков. Впрочем, не исключено, что во время нынешнего нового витка переговоров позиции могут измениться. Ведь определить разменные активы «Газпром» и E.ON должны были еще до конца прошлого года. Но процесс затянулся, в том числе и по той причине, что стороны были заняты проектом Северо-Европейского газопровода.
Еще один интересный для «Газпрома» актив – британское подразделение E.ON. После шумихи, поднятой вокруг намерения российского концерна приобрести английскую энергоснабжающую компанию Centrica, это был бы хороший вариант для увеличения доли на газовом рынке Великобритании.