Алексей Кудрин недоволен аппаратом Михаила Фрадкова.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчерашнее заседание кабинета министров ознаменовалось скандалом – глава Минфина Алексей Кудрин поставил под сомнение компетентность заместителя руководителя аппарата правительства Михаила Копейкина, назвав безграмотным сделанное им накануне заявление о том, что из-за инфляции Стабилизационный фонд к 2008 году потеряет 600 млрд. руб. Причем, подчеркнул министр, это не его личное мнение. «Я посоветовался с Игнатьевым, Вьюгиным, Улюкаевым, Дворковичем и МЭРТом и наше общее мнение – это безграмотное утверждение, – заявил он. – Нет такого ущерба».
За этим, по логике, следовало ожидать открытой научной дискуссии между кандидатом экономических наук, профессором Алексеем Кудриным и доктором экономических наук, профессором, заслуженным экономистом РФ Михаилом Копейкиным. Но спора между учеными мужами не получилось. Замруководителя аппарата Белого дома сумел сохранить самообладание, а вот министр финансов отнюдь. Распалившись, Алексей Кудрин выразился в том духе, что он-де, «конечно, не начальник Михаилу Юрьевичу, но непрофессиональные заявления требуют реакции», поскольку «бросают тень на правительство, на президента, которые проводят данную политику». Резкий выпад Алексея Кудрина в адрес Михаила Копейкина и пожелание оргвыводов не оставил равнодушным премьер-министра Михаила Фрадкова. «Вы обращаете внимание Копейкина или Фрадкова? – жестко поинтересовался премьер. – Если Фрадкова, то надо было в другой тональности, в других выражениях». Впрочем, уточнения дожидаться не стал, дабы не сводить обсуждение итогов социально-экономического развития в прошлом году и задач на этот год к выяснению отношений между чиновниками. «Все, мы это не обсуждаем, точка!» – обрубил премьер.
И все же, надо думать, в глубине души он остался доволен. Демарш Алексея Кудрина, который оппонирует не столько Михаилу Копейкину, сколько самому премьеру (достаточно вспомнить январские заявления относительно недопустимости снижения НДС), не принес фрондирующему министру дивидендов. Скорее, напротив, продемонстрировал его слабость. И это дорогого стоит. Еще один успех Михаила Фрадкова – состоявшийся альянс премьера и главы МЭРТа.
«Вы сегодня в ударе», – оценил Михаил Фрадков доклад Германа Грефа. Такой похвалы министр прежде не удостаивался. Особенно Михаилу Фрадкову приглянулись предложения министра, касающиеся дополнительных источников повышения темпов экономического роста. В докладе названо девять направлений – от реализации нацпроектов и снижения НДС, до продвижения нефтегазовых проектов – каждый из которых способен обеспечить прибавку темпов роста ВВП от 0,1 до 0,17%.
Все это важно, согласился Алексей Кудрин, но борьба с инфляцией важнее. Из 10,9% – уровень прошлогодней инфляции – 6,6%, по его оценке, мы обязаны сугубо монетарным факторам. «Снижение инфляции – самый эффективный способ поддержки экономического развития», – заявил он. И главным инструментом здесь выступает Стабилизационный фонд, без которого запущенные в прошлом году в экономику нефтедоллары обернулись бы инфляцией на уровне 18–20%.
Однако у бизнеса иная точка зрения, что подтвердил «НГ» Борис Титов, возглавляющий общественную организацию «Деловая Россия». «Утверждение Алексея Кудрина о Стабфонде было верно вчера, но абсолютно неверно сегодня», – сказал он. Стабилизационный фонд – это не лекарство, способное излечить от болезни (инфляции), это всего лишь жаропонижающее. Он хорош, когда экономика не в состоянии абсорбировать деньги. Сегодня можно найти применение средствам Стабфонда без угрозы роста инфляции. Снизьте налоги, нормы амортизации, и бизнес использует эти деньги для закупки импортного оборудования, обновления основных фондов, подчеркнул Борис Титов. Все это, убежден он, не повлияет на рост инфляции, зато прибавка к росту ВВП может быть даже больше, чем все меры, предложенные Германом Грефом и одобренные правительством.