Как стало известно вчера, Министерство экономического развития и торговли РФ направило в правительство проект закона «О внесении изменений в Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Документ подготовлен департаментом имущественных и земельных отношений, экономики и природопользования МЭРТа. В первую очередь речь идет об изменениях, предполагающих отказ от действующей системы продажи федерального имущества. В настоящее время его реализует Российский фонд федерального имущества (РФФИ), согласно же тексту законопроекта, функции продавца могут быть также возложены на «иные юридические лица, способные нести имущественную ответственность по обязательствам, связанным с продажей имущества».
Как пояснили «НГ» разработчики законопроекта, основная его цель – обеспечить базу для эффективной приватизации. «Мы были готовы на эту меру еще в 2001 году, однако тогда РФФИ пролоббировал норму, по которой продавцом может быть только специализированное учреждение, коим фонд и является», – заявила «НГ» начальник отдела политики управления госимуществом департамента имущественных отношений МЭРТа Ольга Соколова. В настоящее время, по ее словам, министерство пытается вернуться к своему намерению сделать приватизационный рынок открытым для здоровой конкуренции.
В РФФИ воспринимают законопроект, лишающий фонд монопольного права на проведение торгов, крайне сдержанно. «Как государственное учреждение любое принятое правительством решение мы будем выполнять», – сказал «НГ» пресс-секретарь РФФИ Александр Комаров. Однако при этом отметил, что не очень представляет себе, кто может выступить альтернативным РФФИ продавцом. В фонде считают, что реализацией федерального имущества должна заниматься строго контролируемая структура. Доводом в пользу своего монопольного положения в РФФИ также считают тот факт, что, будучи госучреждением и перейдя на бюджетное финансирование, только фонд способен решать государственные задачи и, в частности, заботиться о пополнении бюджета. «Если же на одном рынке с нами будут работать коммерческие структуры, то будет абсурд. Любая коммерческая структура будет заботиться о своей выгоде. Если же роль продавца будут выполнять другие госструктуры, то это еще больший абсурд. Есть одна таможня, давайте сделаем еще пять и будем на конкурсе выяснять, какая из них таможеннее»,– предложил пресс-секретарь РФФИ.
Недовольство фонда, по мнению экспертов, вполне обоснованно. Подобной реакции стоило бы ожидать от любого ведомства, у которого отбирают функции. Как правило, это влечет за собой сокращение штата и финансирования. Как сказал «НГ» начальник департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, «для государственной организации это равносильно тому, чтобы спилить сук, на котором она сидит». И между тем эксперт считает меру, предложенную МЭРТом, довольно эффективной. В роли альтернативного продавца сможет выступить и негосударственная организация. Подобная же практика – привлечения частных управляющих компаний – очень распространена в высокоэффективных западных экономиках. «У частника есть резон выполнять эту работу более эффективно, чем у государства, для которого эта работа – всего лишь функция, которая подвержена коррупции», – сказал Игорь Николаев.
Не избегают разговоров о коррупции и в МЭРТе. По словам начальника отдела политики управления госимуществом Ольги Соколовой, изменения в законе о приватизации позволят снизить коррупционность продаж, от которых фонд не совсем свободен. «При этом, – подчеркнула разработчик законопроекта, – мы никогда не умаляли роль РФФИ как профессионального организатора торгов. Мы объективно представляем, что у него есть уникальные ресурсы для эффективных продаж – при всех недостатках их деятельности, которые не являются секретом».