План борьбы с коррупцией Михаила Дмитриева так и не был принят.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера впервые официально были обнародованы данные по коррупции в России. Как выяснилось, по этому показателю Россия превосходит 80% стран с наиболее коррупционной экономикой и занимает по разным критериям первые строчки мирового «рейтинга». Об этом в воскресенье сообщил президент Фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР) Михаил Дмитриев на VI международной экономической конференции «Регион, экономика, инвестиции», проходящей на Алтайском горнолыжном курорте Белокуриха.
«За прошедшие годы в России по целому ряду направлений произошла не просто стагнация уровня коррупции, а резкое ее увеличение», – объявил Михаил Дмитриев.
По его словам, в 2003 году ЦСР готовил для президента план действий по борьбе с коррупцией, но он так и не был утвержден. «Антикоррупционный документ как отдельная программа в России не существует. Есть только соответствующий раздел в концепции административной реформы. В этом разделе учтены отдельные разработки ЦСР. Это все, что утверждено на сегодняшний день», – сказал «НГ» президент Центра стратегических разработок. В свою очередь, депутат Владимир Рыжков выразил недоверие и к антикоррупционным мерам в рамках административной реформы, и к тому, что борьба с коррупцией в России вообще ведется как таковая: «В России нет антикоррупционных мер – это полная профанация! Даже значительное повышение зарплат чиновников, которое так рекламировалось, не привело к снижению взяточничества.
А теневой коррупционный оборот в прошлом году вообще составил половину ВВП». Для справки: в Китае по обвинению в коррупции ежегодно расстреливается от тысячи до полутора тысяч человек.
Китайская антикоррупционная политика одна из наиболее жестких в мире. Но и в других развитых и развивающихся странах отношение к этому явление довольно негативное. Потому что коррумпированный чиновник по определению не заинтересован в создании эффективного экономического механизма, в какой бы стране он ни находился. Он заинтересован в большем регулировании. И чем больше от него зависит, тем больше административной ренты можно получить. В таких условиях коррупция – это как лакмусовая бумажка эффективности государственного аппарата в проведении эффективной экономической политики.
Но вот с этой политикой в России как раз есть проблемы. Накануне Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) открыто признало поражение в реализации своей «политики развития». «Нам не удалось создать «мотор» экономического роста в промышленности», – заявил вчера директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа Андрей Клепач на VI международной экономической конференции «Регион, экономика, инвестиции», проходящей на Алтайском горнолыжном курорте Белокуриха.
Все предыдущие годы таким «мотором» был ТЭК. Но, по словам Андрея Клепача, в прошлом году темп роста нефтеэкспорта резко упал. «В 2006 году мы планируем 2–2,5% прироста экспорта нефти», – сказал представитель министерства. В последующие годы макроэкономическая ситуация будет осложняться тем, что в сочетании с небольшим приростом экспорта гораздо быстрее вырастет импорт. «В 2009 году торговый баланс России станет нулевым: то есть импорт сравняется с экспортом», – считает Андрей Клепач.
Свою характеристику нынешней экономической политике дал бывший экономический советник президента РФ, руководитель Института экономического анализа Андрей Илларионов. Он, как всегда, остался ею очень недоволен. «Заключается она не более чем в налоговом администрировании и квотировании импорта. Именно в результате этой политики темпы промышленного производства уже упали в два раза». Это, по словам Андрея Илларионова, грозит зарегулированностью импорта, что всегда провоцирует увеличение теневого сектора экономики.
В первую очередь импорт расширяется в секторе товаров народного потребления и продовольствия и выдавливает отечественных товаропроизводителей, в том числе крестьян.
В реальности МЭРТ вообще недостаточно осведомлен о том, что происходит в малом бизнесе, в сельском хозяйстве, других секторах, в реальной экономике вообще. Это признал Клепач, рассказывая о планах министерства провести сельскохозяйственную перепись, не осуществлявшуюся с 1995 года. За это время, по мнению директора департамента МЭРТа, «существующие на бумаге заводы давно превратились в склады».
Исходя из высказываний экономистов, можно сделать вывод о необходимости смены нынешней модели роста. И главный индикатор этой необходимости состоит в следующем: «Нефть перестала быть ключевым «мотором» России», – сказал Андрей Клепач. 3 из 6,4% экономического роста прошлого года оказались результатом внешней экономической конъюнктуры. Это произошло даже на фоне снижения роста поставок нефтесырья за пределы страны. То есть экономическому блоку правительства с ценами на нефть в предыдущие годы просто везло.
Но теперь «главный двигатель нашей экономики после нефтеэкспорта – это потребитель, участвующий в потребительском буме», отметил экономист. Это хоть и хорошо, по его словам, но все же представляет достаточно высокие риски для экономики в целом. Дело в том, что доля отечественных товаров, участвующих в потребительском буме, составляет лишь около 6%. То есть мы все больше и больше садимся на «импортную иглу».
И теперь «перед нашими производителями стоит большой вызов – кому отдавать свой рынок». «То есть за внутренний спрос еще надо побороться. Таким же вызовом это является и для наших макроэкономистов, – заключил чиновник МЭРТа. – В ближайшее время рубль будет только укрепляться в номинальном выражении. И разрыв между динамикой ВВП и динамикой роста промышленности растет. Ситуация с промышленностью нас не удовлетворяет. Достаточно плохо сработали и черная металлургия, и машиностроение. В прошлом году эти отрасли дали не больше 7% роста, тогда как в 2004 году он составлял 14%. Причем непосредственно автомобилестроение вообще показало упадок – минус 4%. Оказались невыполненными даже темпы роста «отверточной» сборки иномарок. Это значит, что нам не удалось создать «мотора» экономического роста в промышленности».
Андрей Клепач в то же время уверен, что «даже ежегодный промышленный рост в 1,5% может исправить ситуацию». Он к тому же предложил и свой рецепт: нужен «существенный импульс» со стороны отечественных производителей. «Без этого мы не решим и проблему с инфляцией», – заявил он.
Но у начальника Клепача, главы Минэкономразвития Германа Грефа, иное мнение: он в нескольких своих выступлениях заявлял, что достаточно политической воли, которая бы позволила перерабатывающее производство в стране выдвинуть на приоритетные позиции, заместив экспорт сырья продукцией глубокой переработки.
Но в результате все дискуссии правительственных экономистов все равно свелись к отношениям бизнеса и государства или, как сказал Андрей Клепач, к «активизму государства» в бизнесе, особенно в топливной сфере. Оправдывая власти, он отметил, что «за этим стоит экономическая потребность в финансовой стабильности». «Государство берет на себя при этом определенные обязательства», – сказал Андрей Клепач. По его словам, скупая частные компании и вмешиваясь в бизнес, «государство выступает как антикризисный менеджер».
Оппонент в лице Андрея Илларионова не заставил себя долго ждать: «Ни одна страна, которая уничтожала на своей территории права частной собственности, не стала ни процветающей, ни преуспевающей! Любая монополизация, любое установление табу ведет к деградации и примитивизации общества». Андрей Илларионов проиллюстрировал свою позицию примером: «Президент Венесуэлы Уго Чавес обиделся в ответ на вопрос одного корреспондента, как он относится к тому, что нынешнюю экономическую ситуацию в России называют венесуэльской болезнью. Он сказал: «То, что они сделали с ЮКОСом, мы не сделали ни с кем. Так что это правильней назвать русской болезнью».
Алтайский край, Белокуриха
═
Из досье «НГ»
Город Белокуриха – курорт федерального значения. В зоне города расположены горнолыжные трассы и лечебные источники. Расположен в Алтайском крае в 4,5 часа езды от Барнаула. Международная экономическая конференция «Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции» проводится ежегодно с 2001 года. Организаторами традиционно выступают Фонд социальной поддержки и гражданских инициатив (Барнаул) и Фонд имени Фридриха Науманна (Германия). Летом в белокурихском отеле «Эдем» отдыхал Дмитрий Медведев. Ранее в отеле останавливался президент Владимир Путин.