Вчера платежный агент Минфина – Внешэкономбанк расплатился по очередному платежу с кредиторами Парижского клуба и перечислил по долгам бывшего СССР 1 млрд. 194 млн. 807,6 тыс. долл. А общий долг России перед этой организацией, согласно данным Минфина, на 1 октября 2005 года составлял 29,8 млрд. долл. А еще годом ранее эта сумма равнялась 47,5 млрд. долл.
Столь резкое снижение долговых обязательств РФ перед кредиторами произошло в прошлом году в основном за счет того, что с Парижским клубом удалось договориться о досрочном погашении этих обязательств. Раньше срока было погашено 15 млрд. долл. И если аналогичные договоренности удастся достичь и в этом году, то Россия выплатит еще 12 млрд. долл. Но пока соглашение не подписано. И поэтому нынешние выплаты ВЭБа – это плановые платежи. В отличие от досрочных, которые выплачиваются из Стабилизационного фонда, плановые – идут из средств Центрального банка России. Но на рынок эти деньги никак не влияют. «Платежи по внешнему долгу делаются за счет золотовалютных резервов. Они резервируются на счетах в Минфине. И накануне из резервов выходит эта сумма и переходит в ВЭБ. А ВЭБ как платежный агент Министерства финансов проводит эти платежи. Так как ЗВР и Стабфонд размещены на счетах в валюте, деньги, предназначенные на выплаты по внешним долгам, на рынок не выходят, а перечисляются в этой самой валюте», – рассказала «НГ» аналитик Альфа-банка Марина Власенко.
В дальнейших планах Минфина – выверить текущую задолженность перед Парижским клубом и примерно к августу подписать необходимые договоры о досрочном погашении задолженности уже в этом году. Досрочные, если и пойдут, то не раньше августа. Поэтому одно из дел бывшего советника президента России по экономике Андрея Илларионова, а именно Илларионов был активным пропагандистом идеи выталкивания «излишней» денежной массы из страны через долги, будет жить довольно долго.
Размера Стабфонда, который, по прогнозам замминистра финансов Сергея Шаталова, к 2008 году превысит 100 млрд. долл., теоретически может хватить и на долги, и на будущие инвестиционные проекты, о которых периодически кто-то заявляет и от которых периодически защищается Минфин. «Денег в Стабфонде хватит и на ускоренные выплаты долгов, и на формирование фонда будущих поколений», – заявил «НГ» старший советник по макроэкономике Центра развития фондового рынка Юрий Данилов. Но если начинать «делить» Стабфонд сейчас, для этого как минимум придется перевести часть доходов фонда в расходные статьи бюджета. И тогда у Минфина и ЦБ начнутся проблемы уже не долговые, а инфляционные. И о жесткой бюджетной политике в этом случае можно будет даже не вспоминать.