Обсуждение любых предложений о возможности снижения железнодорожных тарифов на грузовые перевозки должно быть прекращено. Об этом в минувшую субботу на совещании в Кемерове под председательством премьера Михаила Фрадкова заявил глава компании «Российские железные дороги» Владимир Якунин. По его словам, достаточно того, что рост тарифов на протяжении пяти лет и так был ниже уровня инфляции. «Любые разговоры о необходимости снижения тарифов нужно рассматривать как безграмотные и неприличные», – сказал Якунин.
Разговор о целесообразности их снижения на совещании зашел в связи с тем, что эта мера могла бы способствовать развитию угольной отрасли. Однако, возразил глава РЖД, этот сектор необходимо было бы поддерживать «не за счет кого-то, а за счет государства». Как сказал Якунин, «речь должна идти о системной поддержке угольной отрасли». Очевидно, что РЖД не может дотировать за счет тарифа все остальные отрасли, которые имеют в отличие от железнодорожников большой запас рентабельности производства. В РЖД для этого нет ни денег, ни подвижного состава. «Основные потребители услуг РАО «РЖД» – алюминщики, нефтяники, угольщики и другие – имеют большую рентабельность собственного производства. Для железнодорожников это вдвойне болезненно. Понятно, почему они так реагируют. При реформировании отрасли требовали развития конкуренции. Развитие конкуренции у нас понимается как создание других перевозчиков. И вот мы создаем вроде бы конкурирующий рынок. Другие перевозчики – это операторские компании.
На самом деле они не перевозчики. Вот в чем фишка, как говорится. Они не осуществляют перевозочный процесс. И заметьте, они каждый раз отчитывались, что развивается конкуренция операторских компаний, они перевозят уже столько-то процентов нефтеналивных грузов. По-моему, сейчас в РЖД по нефтеналивным цистернам осталось порядка около 20%, около 80% высокодоходных грузов ушло к сторонним перевозчикам», – рассказал «НГ» директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Помимо того что часть подвижного состава и часть грузов оказались в распоряжении других компаний, РЖД из-за нынешнего уровня тарифов не имеет необходимых средств на модернизацию. Но на резкое повышение тарифов правительство пойти тоже не может, потому что это, в свою очередь, приведет к росту инфляции. И об этом уже говорят не только в РАО «РЖД». Недавно об этом говорил и глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс. «Резкого увеличения тарифов на перевозки в перспективе не будет. У них сейчас чуть меньше инфляции, минус все-таки получился – такое регулирование. И Чубайс, кстати, сказал, что это была ошибочная политика «инфляция – минус», то есть теперь «издержки плюс» будут формировать. Но то, что теперь более высокий тариф будет, это точно. На это РЖД вынуждает нынешняя ситуация, когда высокодоходные перевозки ушли, это сокращает возможность относительного снижения тарифа, сама ситуация вынуждает к этому. Вот такая консервативная, более спокойная политика – ее времена здесь заканчиваются. Вот мы здесь закладываем тоже потенциал. Куда ни посмотришь, инфляция – и выясняется, в той или иной отрасли свои проблемы. И в частности, электроэнергетика, естественные монополии. Хоть в программу среднесрочки заложено ограничение тарифов естественных монополий, но когда начинаешь разбираться в каждой отрасли, у тех же железнодорожников, там оказывается, что сокращать эти тарифы некуда, потому что с доходностью большие проблемы», – пояснил Игорь Николаев.
Отметим, что в связи с тем, что в 2005 году целевые показатели инфляции были превышены, на 2006 год рост тарифов был заложен в более щадящем варианте. В соответствии с ним грузовые тарифы на железнодорожные перевозки должны вырасти всего на 7,5%. И это при том, что заложенный уровень годовой инфляции, по задумкам правительства, составляет 8%. О том, насколько замедление темпов роста тарифов позволит сократить инфляцию, можно будет судить лишь к концу года, однако уже сейчас очевидно, что такой план вряд ли позволит адекватно развиваться железнодорожной отрасли. Об изношенности составов речь идет на самом высоком уровне, но при этом мало что делается для того, чтобы исправить ситуацию. В планах правительства на ближайшие 10 лет полностью обновить парк электровозов. На их производство, как было недавно заявлено вице-премьером Александром Жуковым, будет выделено 60 млрд. рублей. Однако проблема актуальна уже сейчас, в 2006 году.