Герман Греф подсчитал несоответствия в зарплатах и производительности.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Прирост добычи нефти в России в этом году снизится, считает глава МЭРТа Герман Греф. «Общая динамика добычи нефти показывает, что прирост добычи нефти составит в этом году в лучшем случае 2%», – заявил он на встрече с президентом. Причина – сильные морозы, из-за которых Россия потеряет несколько миллионов тонн добычи нефти, и ситуация стабилизируется только к маю. Таким образом, «ускоренная динамика роста ВВП за счет роста добычи полезных ископаемых в ближайшие годы нам уже не грозит», – констатировал министр.
Однако этим плохие новости не исчерпываются. «Итоги прошлого года показывают, что ключевая тенденция, на которую надо обратить внимание, – снижение относительного темпа роста промышленности. Если в 2004 году он составил более 8%, то в 2005-м – 4%», – отметил Герман Греф. Он полагает, что негативная тенденция сохранится и в 2006 году. Потому что экономический рост будет поддерживаться в основном увеличением потребительских расходов, основанных на очень интенсивном потребительском кредитовании, и на высокой заработной плате. Но проблема в том, и Греф об этом говорил президенту, что сегодня образовался разрыв между темпами роста зарплаты и темпами роста производительности труда более чем в 1,5 раза.
Насколько это угрожает планам правительства, предусматривающим постепенное снижение инфляции более чем вдвое – с 10,9% по итогам прошлого года до 5% в 2008 году? «Если будут наращиваться непроцентные государственные расходы, в том числе на национальные проекты, то сверхплановый рост инфляции неизбежен», – заявил вчера «НГ» научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Вместе с тем, заметил он, в том случае если бюджетные деньги на эти цели будут тратиться в умеренных масштабах, то растущая активность бизнеса способна поглотить дополнительную часть денежного предложения, которая при других условиях ушла бы в инфляцию. «Итог прошлого года, когда инфляция была запланирована на уровне 12%, а оказалась 10,9%, служат тому подтверждением», – подчеркнул Евгений Ясин.
Впрочем, особенности национальной экономической политики в России таковы, что в ближайшие годы популизм властей, озабоченных подготовкой к выборам, будет доминировать над деловой активностью. Обязательное условие этой политики – полное отсутствие каких-либо рискованных шагов, которыми чревата любая реформа. Опыт монетизации льгот, считает Евгений Ясин, наглядно показал правительству, что «народ не всегда все хавает». Отсюда стремление властей задобрить население, производя большие выплаты из бюджета, благо внешнеэкономическая ситуация это позволяет, нефтедоллары исправно пополняют казну.
У директора Института экономики РАН Руслана Гринберга несколько иная точка зрения. Заработная плата, подчеркнул он в беседе с корр. «НГ», в стране растет очень неравномерно. Существенный рост наблюдается лишь у некоторых категорий работников. В основном в ТЭКе, металлургии, строительстве, в торговле. А у остальных он остается незначительным. И все же повышение зарплат оказывает на инфляцию не столь значительное влияние, в отличие от роста тарифов естественных и неестественных монополий.
Беда в том, что власть не в состоянии умерить аппетиты монополистов экономическими методами. Остается административный ресурс. Насколько он эффективен, доказал сентябрь прошлого года, когда президент в приватной беседе с руководителями ряда крупнейших российских нефтяных компаний подвел их к мысли о необходимости «добровольно» заморозить цены на внутреннем топливном рынке. Что и было исполнено и, конечно, повлияло на снижение показателя среднегодовой инфляции. Возможно, что и в 2006 году власти пойдут проверенным путем. Во всяком случае, Герман Греф уже высказывался в том плане, что было бы неплохо надавить на патриотизм нефтяников, и это укладывается в предположение Евгения Ясина, что власть не желает терять рейтинги на рискованных реформах, а будет действовать в свойственной ей манере.
К сожалению, нельзя так же просто ликвидировать разрыв между ростом зарплат и производительностью труда в промышленном производстве. Здесь нужны серьезные инвестиции. Деньги, поступающие в страну от высоких цен на нефть, подчеркнул Руслан Гринберг, надо грамотно тратить на модернизацию отраслей промышленности, взяв в партнеры бизнес. В рамках государственно-частного партнерства, считает эксперт, можно было бы импортировать современное оборудование. Однако это не делают из-за опасений, что бюджетные деньги разворуют. «Но если в «тучные» годы мы не произведем модернизацию промышленности, – задается резонным вопросом Руслан Гринберг, – то, что будем делать в «голодные»?»