Как стало известно вчера, Министерство финансов в начале февраля внесло в правительство законопроект об упрощенном декларировании доходов физических лиц. Иначе говоря – о налоговой амнистии. Как сообщил «Интерфаксу» директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин, текст законопроекта окончательно не согласован с Минэкономразвития, Минюстом и администрацией президента. Основные его положения практически не изменились, однако некоторые из них, по словам Моторина, противоречат посланию президента и требуют дополнительного обсуждения.
Замдиректора департамента налоговой и таможенной политики Минфина Александр Иванеев дал «НГ» свои разъяснения текущей ситуации. По его словам, «на самом деле неделю назад в правительство было внесено два проекта закона. Первый – об упрощенном декларировании доходов физических лиц. Второй – о внесении изменений в законодательство в связи с принятием закона об упрощенном декларировании доходов. Один закон прописывает саму механику упрощенного декларирования, а второй – просто вносит в Налоговый и Бюджетный кодексы поправки». При этом, как утверждает Александр Иванеев, директор департамента Минфина Моторин, вероятно, был плохо понят журналистами, поскольку в законопроекте никаких противоречий нет. «Я знаю, что говорил президент в Послании к Федеральному собранию по этому поводу в начале этого года, и закон подготовлен во исполнение этого поручения. Господин Моторин не мог заявить о противоречиях закона посланию президента. Единственное отличие состоит в том, что в соответствии с посланием деньги граждан должны быть переведены на счета в российские банки – как условие, а в том проекте, который мы внесли, этого условия нет», отметил Иванеев. Он также добавил, что с Минэкономразвития и президентской администрацией документ согласован. Все устраивает и Минюст – единственное, чего на данный момент не хватает, это формальной визы. То есть заминка, по словам замдиректора, исключительно техническая.
Отметим, что в бизнес-сообществе законопроект о налоговой амнистии был одним из наиболее ожидаемых. Однако вопреки надеждам предпринимателей упрощенное декларирование доходов не коснется юридических лиц. Как сообщалось ранее статс-секретарем, заместителем министра финансов РФ Сергеем Шаталовым, основное положение документа предполагает, что гражданам не нужно будет вносить средства на счета в российские банки – достаточно будет только задекларировать их и уплатить 13-процентный налог. «Законопроект распространяется только на физические лица», – подчеркнул тогда Сергей Шаталов. «Бизнеса это вообще никак не коснется. Это касается непосредственно Иванова–Петрова–Сидорова – физических лиц, граждан», – добавил вчера в разговоре с корреспондентом «НГ» Александр Иванеев.
Между тем эксперты довольно скептически отнеслись к законопроекту об «индульгенциях», как его называют сами чиновники. Замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев, высказывая «НГ» свое отношение к документу, заявил: «Жаль, что проблема не решена комплексно – не только на уровне физических лиц, но и на уровне юридических. Это было бы важно для определенного круга не слишком крупных компаний. Есть определенные издержки по легализации этих средств. Они проблемны для средних и маленьких компаний. Для них было бы важно, чтобы эти деньги стали открыты и могли использоваться в инвестиционных процессах. Тем самым можно было бы рассчитывать на повышение инвестиционной активности в экономике. Что же касается физических лиц, то не уверен, что многие с радостью пойдут декларировать свои средства. Персонализация доходов отнюдь не всегда желаема».
С этим утверждением соглашаются и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Как сказал «НГ» замруководителя комитета РСПП по налоговой политике Сергей Беляков, «обладатели крупных сумм вряд ли имеют проблемы с тем, чтобы задекларировать их каким-то образом, а обладатели небольших сумм вряд ли способны за счет внесения 13% пополнить казну». Впрочем, цель законопроекта, по мнению Сергея Белякова, состоит не в пополнении бюджета, а скорее в создании атмосферы доверия между государством и налогоплательщиками.