Греф намерен искоренить практику бизнес-захватов.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Законопроекты о борьбе с рейдерством (незаконным захватом чужой собственности) внесены в правительство. Об этом вчера «НГ» заявили в Министерстве экономического развития и торговли. В частности, на рассмотрение кабинета поступила концепция по корпоративному управлению и поправки в Административно-процессуальный кодекс РФ.
А в воскресенье глава МЭРТа Герман Греф в эфире телекомпании НТВ пророчил скорый конец рейдерству – незаконному захвату чужого бизнеса. В планах правительства в течение двух лет изменить корпоративное законодательство, превратив его в эффективный инструмент защиты прав собственности. Министр полон оптимизма: изменение нормативно-правовых норм сделают незаконными способы захвата бизнеса, которые сегодня широко используются. Фактически рейдеров самих объявят вне закона и будут привлекать к уголовной ответственности.
Впрочем, Герман Греф понимает, что борьба предстоит нешуточная. И те, кто греет руки и наживает миллиардные состояния в пламени корпоративных войн, будут стараться затянуть процесс принятия поправок. «Но они должны понимать, что век рейдерства заканчивается», – подчеркивает Герман Греф.
Можно сказать, что пошел обратный отсчет времени – законопроекты из пакета мер, подготовленных МЭРТом, внесены в правительство, а когда они получат «добро», поступят в Госдуму. «Основные идеи, реализуемые в новых законах, – заявила «НГ» директор департамента корпоративного управления МЭРТ России Анна Попова, – состоят в обеспечении «непротиворечивости судебных актов, принимаемых при рассмотрении хозяйственных споров».
Другой шаг – исключение возможности для злоупотребления процессуальными правами, в том числе при использовании института обеспечительных мер, повышении уровня реальной доступности правосудия по корпоративным спорам, включая раскрытие информации об инициируемом судебном разбирательстве и важнейших его этапах. Также предлагается сократить сроки исковой давности при обжаловании актов государственной регистрации юридических лиц и по требованиям об обжаловании корпоративных решений органов юридического лица.
Несмотря на то что в новом АПК РФ сделана попытка отнести все дела по спорам, связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров, к подведомственности арбитражных судов, эти законодательные меры оказались недостаточными. Некоторые категории корпоративных по своей сути споров, признает Анна Попова, формально остались подведомственными судам общей юрисдикции. Причем к подведомственности судов общей юрисдикции будет отнесено рассмотрение дел, корпоративных по своей сути, но замаскированных под трудовые споры.
Такие дела, как правило, сопровождаются принятием судом обеспечительных мер, например, в виде запрета исполнять решение общего собрания акционеров (участников) и т.п., что создает возможность перехвата корпоративного контроля. Предусматривается внесение изменений в действующее законодательство, уточняющих перечень корпоративных споров, которые относятся к специальной подведомственности арбитражного суда. Чтобы воспрепятствовать затягивание дел, вслед за корректировкой законодательства о банкротстве вводится специальный порядок обжалования определений арбитражного суда. Определения могут быть обжалованы в рамках сокращенных сроков, при этом в вышестоящие инстанции направляется лишь часть материалов дела, непосредственно относящихся к обжалуемому определению, что делает возможным рассмотрение дела по существу в нижестоящем арбитражном суде.