У министра Гордеева плохие виды на урожай.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Небывалые январские и февральские морозы нанесли большой ущерб сельскому хозяйству. «По предварительным оценкам, – считает глава Минсельхоза Алексей Гордеев, – у нас погибнет примерно 30% озимых посевов». Более полная картина потерь появится в апреле, когда будут готовы результаты лабораторных испытаний. Однако и так ясно, что сильные холода негативно скажутся на многих видах сельскохозяйственных культур. «Возникнут проблемы с виноградниками, многолетние насаждения нам придется восстанавливать», – нарисовал мрачные перспективы министр.
Выводы министра подтверждают и эксперты. Рост цен на зерно в России, активизировавшийся в начале года, может привести к подорожанию хлеба, муки, макаронных и мучных кондитерских изделий в среднем на 15%, считает генеральный директор Института аграрного маркетинга (ИАМ) Елена Тюрина. По ее данным, цены на зерно с начала года уже повысились в среднем на 15%. По ее прогнозу, к началу нового сельхозгода (к 1 июля 2006 года) зерно подорожает в среднем на 30%.
И из-за прогнозируемого низкого урожая не стоит ожидать традиционного снижения цен осенью. Снижение валового сбора зерна в этом году на 7–8 млн. тонн по сравнению с прошлым годом прогнозирует и вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
Для правительства и ЦБ плохие виды на урожай – сигнал тревожный. Такой же, как рост инфляции в январе на 2,4%. В прошлом году инфляция начинала так же резво, но благодаря сезонной дефляции в августе–сентябре, обеспеченной снижением цен на продукцию аграрного сектора, итоги года оказались более или менее приемлемые. Сейчас же надежд на этот резерв почти никаких, и инфляция вполне способна превысить контрольные показатели. Останавливать ее кроме административных методов нечем.
Впрочем, на вчерашнем заседании члены правительства расстраиваться по поводу ухудшения макроэкономической ситуации не стали, ограничившись обсуждением доклада Алексея Гордеева об итогах деятельности Минсельхоза в 2005 году и планах на ближайшие три года. Министр уверен, что к 2008 году АПК в состоянии повысить производство зерна с нынешних 78 до 89,2 млн. тонн. Свои дивиденды принесет и работа по реализации приоритетного национального проекта: за два года производство мяса вырастет на 7%, производство молока – на 4,5%, 30 тыс. молодых специалистов АПК справят новоселье.
Начинать приходится с низкого старта. Например, в 2005 году урожайность зерновых составила в среднем всего 18,5 центнера с гектара. Впрочем, и промежуточный финиш в 2008 году не обещает прорыва – 20,3 центнера с гектара. Причины – недостаточный уровень развития парка сельскохозяйственной уборочной техники и элеваторов, дефицит квалифицированных кадров для работы с высокотехнологическим посевным материалом. К тому же на урожайность, отметил Алексей Гордеев, значительно больше влияют погодные условия, чем меры государственного регулирования.
Управлять стихией из министерства невозможно. Однако глава Минсельхоза не был оригинален, предложив коллегам на рассмотрение проект закона, предусматривающий принятие государственной программы развития АПК, которая объединит и приоритетный национальный проект, и федеральные целевые программы, и ведомственные программы. А еще, считает Алексей Гордеев, государство должно поддерживать российских производителей зерна при их продвижении на иностранные рынки. В порыве запальчивости министр призвал коллег «выстроиться «свиньей» вместе с бизнесом и идти пробивать рынки». Именно так поступают в США, Канаде, Австралии. «Мы же выпускаем 30 бизнесменов, с которыми поступают, как с кроликами», – образно охарактеризовал Алексей Гордеев ситуацию с поддержкой государством отечественных производителей зерна на зарубежных рынках.
Глава МЭРТа Герман Греф предложил менее воинственный способ завоевания чужих рынков. Он только что побывал в Дели, где презентовал хозяевам два ящика вина российского производства. Индийцы продегустировали подарок, который им настолько понравился, что они, уверил министр, проявили заинтересованность в закупках вина. По мнению Германа Грефа, Россия могла бы осуществлять поставки продукции своих виноделов не только в Индию и Китай.