Вчера Совет Федерации забраковал и отправил на доработку законопроект о внесении изменений в главу 21 второй части Налогового кодекса. Сенаторы сошлись во мнении, что документ ущемляет интересы налогоплательщиков, имеющих дело с подрядными организациями при проведении капитального строительства. Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету Владимир Петров заявил, что «предлагаемые изменения придавали бы обратную силу действию правовых норм, ухудшающих положение налогоплательщиков», которые были бы обязаны не только восстановить принятые к вычету суммы налога, но и уплатить пени и штрафы.
Замглавы Минфина Сергей Шаталов тщетно упирал на то, что накопилось около 210 млрд. руб. сумм, не возмещенных налогоплательщикам по НДС, и если документ не будет принят, то «очень скоро сумма достигнет 300 млрд. руб. и больше». Однако парламентарии сочли аргументацию чиновника неубедительной, проголосовав против. Похоже, что с НДС Минфин попал в черную полосу. Случилось это после того, как в среднесрочной программе социально-экономического развития по настоянию премьера Михаила Фрадкова появился пункт о снижении НДС с 18 до 13% уже до 2008 года. Глава Минфина Алексей Кудрин, соглашавшийся снизить НДС до 15%, причем не ранее 2009 года, был поставлен перед свершившимся фактом.
Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов убежден, что снижение НДС до 13% пойдет на пользу российской экономике. В машиностроении, легкой и химической промышленности, пищевой и некоторых других ожидается рост производства: на 2,5 пункта за первый год и примерно на 1,5 пункта во втором году. Правда, признал эксперт, неизбежен и отрицательный эффект, в частности среднегодовая инфляция повысится приблизительно на 0,6%. «Основная же проблема – выпадающие доходы бюджета. Они составят более 500 миллиардов рублей за год», – заявил Дмитрий Белоусов.
Еще один аргумент за снижение НДС, по мнению эксперта, – его низкая собираемость. Она составляет 70%, тогда как в развитых странах мира этот показатель доходит до 85–90%. «Россия – один из мировых лидеров по изощренности форм уклонения от налога на добавленную стоимость», – резюмировал Дмитрий Белоусов.
Есть, конечно, еще такой путь совершенствования налоговой политики, как улучшение налогового администрирования. Однако с этим, по единодушному мнению экспертов, в России большие проблемы. Председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили подчеркивает: если государство не может обеспечить нормальное администрирование НДС, проще этот коррупционный налог вовсе упразднить.