Кредитные риски в России увеличились. Внезапный скачок объемов кредитных портфелей банков в прошлом году угрожает устойчивости российской банковской системы. Такой вывод следует из последнего отчета международного рейтингового агентства Fitch, опубликованного на этой неделе. По версии экспертов Fitch, ощутимым фактором риска является рост кредитных портфелей банков более чем на 15% в год. А за последний год, судя по исследованиям агентства, объем кредитов российских банков вырос в среднем на 19,7%. При этом так называемое «качество банковской системы» за этот срок не изменился, хотя, конечно же, изменились макроэкономические факторы. Причиной увеличения системных банковских рисков специалисты Fitch называют не только кредитную экспансию, но и укрепление реальных обменных курсов национальной валюты. «Переход в категорию высокого риска обусловлен укреплением реального обменного курса (национальных валют) в последнее время», – поясняется в отчете.
О проблемах российской банковской системы активно говорят и внутри страны. Не далее как в январе новый банковский кризис «в ближайшие 3–4 года» предрекал директор Института экономики переходного периода (ИЭПП) Егор Гайдар. Он связал эти риски с наличием крупных кредитов госбанков госкомпаниям, при этом не считая угрозой работу иностранных банков на отечественном рынке. Главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков, впрочем, призывает не нагонять панику. «Я бы не преувеличивал эти риски», – заметил он вчера в интервью «НГ». Экономист уверен, что банковский сектор ошибочно рассматривать в отрыве от общей макроэкономической ситуации – «банки сейчас существуют не сами по себе», как это было в 1990-х годах, когда, кредитуя исключительно государство, они были фактически изолированы от реального сектора экономики. «Тогда коллапс финансовой системы государства обрушился в первую очередь на банки. Власть уверяла, что рубль никогда не девальвируется, и довольно активно давило на банки, чтобы они продолжали кредитовать государство. Сейчас банки добровольно кредитуют растущие сектора экономики. А экономика растет со скоростью 6,4% в год. То есть на фоне экономического роста ситуация выглядит здоровее», – отметил он.
Эксперт отнес к одному из факторов системных рисков рост внешней задолженности. Возвращаясь же к кредитной экспансии, упомянутой Fitch, пояснил, что активное включение банков в кредитный бум помогло вырасти экономике: «Российские банки на фоне укрепления рубля довольно активно занимались кредитованием. Пусть это и дало в результате за 9 месяцев прошлого года рост долга банковского сектора на сумму порядка 10 млрд. долл., но с точки зрения банков это было вполне адекватной и разумной политикой». Этот факт, по мнению аналитика, нельзя считать поводом для ожиданий краткосрочных рисков. В качестве подтверждения своих слов Евгений Гавриленков напомнил о весьма позитивной картине платежного баланса в стране и выгодных нефтяных ценах – «они остаются довольно устойчивыми, высокими. В этих условиях очень сложно себе представить, как рубль может девальвировать». То есть рост внешних заимствований теоретически может вызывать опасения, но пока в экономике фиксируется рост, нагнетать панику не стоит.
Зампредседателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков считает, что, если рубль будет укрепляться и дальше, кредитные риски вырастут еще больше. «Пока я бы не назвал эти риски системными. Но связаны эти риски в основном с потребительским кредитованием. Высокие проценты стимулируют невозврат кредитов. И этот процесс требует скорейшего законодательного регулирования – принятием закона о потребительском кредитовании и принятием более четких правил о залоге, которые пока тормозятся», – сказал он «НГ».