Бориса Алешина вызвали на разъяснительную беседу в Минпромэнерго.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Правительство завершило согласование проекта президентского указа о создании объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Согласованный заинтересованными министерствами и ведомствами проект документа вчера направлен на утверждение президенту. Предусматривается, что ОАК может быть создана в течение 9 месяцев после подписания документа. По замыслу корпорация поможет нашим авиастроителям успешнее противостоять конкуренции если не на мировом рынке, то хотя бы на внутреннем.
Зато предложение о слиянии в холдинг с той же целью предприятий российского авиапрома признано ошибочным. Вчерашний день прошел под знаком выяснения отношений в министерствах и ведомствах. Стоит ли объединять АвтоВАЗ, КамАЗ и ГАЗ? Для ответа на этот вопрос глава Минпромэнерго Виктор Христенко срочно собрал в шесть часов вечера совещание. В числе приглашенных – руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, с подачи которого и разгорелся весь сыр-бор.
Стоит напомнить, что в этой идее не содержится ничего принципиально нового. Напротив, лишь подтверждается неоднократно одобренный президентом и правительством курс на слияние предприятий в крупные холдинги по отраслевому признаку. Авиапром стал первой ласточкой, потом заговорили о создании холдинга по производству авиадвигателей, об укрупнении предприятий оборонно-промышленного комплекса и т.д. Причем относительно преобразований в ОПК вопрос считается решенным. По словам заместителя руководителя Роспрома Станислава Пугинского, в ближайшие пять лет на базе 175 государственных унитарных предприятий и 428 ОАО с государственным уставным капиталом возникнет 40–45 оборонно-промышленных структур.
Стремление сохранить на плаву остатки отечественного автопрома путем слияния в холдинг трех крупнейших предприятий не выглядит революционным. Однако идею встретили в штыки. В числе первых негативно отреагировал находящийся в Индии с визитом глава МЭРТа Герман Греф. Он заявил, что не считает целесообразным объединение АвтоВАЗа, КамАЗа и ГАЗа. «Не вижу никаких предпосылок к этому», – отрезал министр. Причем он не отказывает в праве на существование и развитие российским автопроизводителям, но каждому в отдельности. Так, Герман Греф считает, что в отдельности есть перспективы у КамАЗа и ГАЗа. С АвтоВАЗом сложнее, у него пока только «прожекты, но нет бизнес-плана».
В Роспроме, похоже, сами поняли, что чрезмерно увлеклись кампанией по слиянию и укрупнению. Отвечая на вопрос журналистов, будут или нет объединяться ВАЗ, КамАЗ и ГАЗ, Станислав Пугинский политкорректно уточнил, что «обсуждение различных вариантов консолидации идет», однако дойдет ли дело до конкретных решений, сказать затруднился. По его словам, пока вопрос не носит характера государственной дискуссии, а имеет место лишь обмен мнениями между хозяйствующими субъектами.
И все же вчера было доказано, что вопрос достоин «государственной дискуссии». Выяснилось – у главы Минпромэнерго Виктора Христенко позиция, схожая с позицией Германа Грефа: собирать в холдинг автопроизводителей нет резона. Источник в министерстве сообщил «НГ» любопытные подробности. Оказывается, еще в пятницу ситуация развивалась спокойно, однако к утру понедельника все вдруг изменилось настолько, что было признано необходимым безотлагательно провести разъяснительную работу с Борисом Алешиным, собрав ради этого внеплановое совещание.