Столица ощущает острую нехватку современных складских помещений. По данным аналитического центра компании «МИЭЛЬ-Недвижимость», общий объем предложения складских площадей в Москве и области составляет около 4,5 млн. кв. м. Из них на долю современных комплексов класса «А» и «В» приходится около 2,1 млн. кв. м. Доля вакантных площадей этих классов не превышает 3–3,5%. Существующий неудовлетворенный спрос на качественные складские площади, по мнению аналитиков центра, составляет, по разным оценкам, от 900 тыс. до 1,0 млн. кв. м. При этом реальные объемы строительства не превышают 400–450 тыс. кв. м в год. Особенно острый дефицит ощущается в категории «В».
Неудивительно, что арендные ставки на складскую недвижимость как в Москве, так и в Московской области очень высоки. По данным экспертов, они одни из самых высоких в Европе. Помимо арендной платы, арендатор часто отдельно оплачивает эксплуатационные и коммунальные расходы, офисные и бытовые помещения, парковку. Причем в арендную плату зачастую не включается НДС, его надо оплачивать отдельно. В итоге полная стоимость аренды по классу «А» может превышать 170–190 долл. за кв. м в год, а по классу «В» – 120–140 долл. за кв. м в год. В результате возникает ситуация, когда склады класса «А» большинству арендаторов недоступны по цене, а склады класса «В» либо не строятся вообще, либо не соответствуют элементарным требованиям. Между тем требования к современным складским помещениям сегодня жесткие. В них должно быть достаточное количество погрузочных окон (ворот), высота потолков – не менее 8 м, ширина склада – не менее 24 м без колонн, а пол должен быть выше уровня земли на 1,20 м. При этом он должен выдерживать нагрузку не менее 5–7 тонн на 1 кв. м. Плюс к этому желательно настелить на пол антипылевое покрытие. Система отопления склада должна поддерживать температуру в 120С. Конечно, при современном складе должны быть бытовые и офисные помещения, а также достаточно большая подъездная площадка – чтобы к складу могли подъезжать еврофуры.