Цены на нефть подбираются к отметке в 70 долларов за баррель. Однако несмотря на это, ОПЕК не собирается увеличивать добычу нефти. Как заявил в выходные министр нефти Алжира Чакиб Келиль, нынешний уровень добычи является достаточным для нефтяного рынка и ОПЕК не намерен менять квоты на предстоящем 31 января заседании в Вене. По его словам, высокий спрос на нефтепродукты в Китае и США обусловлен не нехваткой сырой нефти, а недостаточной пропускной способностью нефтеперерабатывающих предприятий.
Тем временем ситуация на нефтяном рынке вызывает беспокойство у экспертов. Конфликт вокруг ядерной программы Ирана продолжает развиваться. США настояли в пятницу на передаче ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН, что вызвало резкое подорожание фьючерсов на нефть марки Brent на 1,32 долл. – до 66,24 долл. за баррель. Чакиб Келиль даже не исключает, что это противостояние может закончиться отказом Ирана от поставок нефти. Также рынок раскачивают перебои в поставках черного золота из Нигерии, где были совершены нападения на нефтедобывающие объекты.
Несмотря на то что Иран экспортирует 2,5 млн. баррелей нефти в день и является вторым поставщиком, ОПЕК в принципе, по словам Келиля, способен компенсировать иранские поставки за счет своих мощностей. Однако это произойдет не сразу и потребует значительных усилий от каждого члена ОПЕК. Впрочем, это спорный вопрос. Начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин считает, что представители организации лукавят. «Резервы ОПЕК по увеличению добычи составляют лишь 1 млн. баррелей в сутки, и то в основном за счет одной страны – Саудовской Аравии, – говорит он. – А чтобы еще больше повысить добычу, потребуется немало времени». Поэтому на рынке в любом случае возникнет дефицит.
Масла в огонь подлила и Россия, а вернее – аномальные погодные условия. Как заявил в Давосе президент ТНК-ВР Роберт Дадли, из-за холодов добыча нефти в Сибири сократилась на 4%, а в среднем по России – на 1%. «Когда температура опускается ниже 39 градусов Цельсия, нам не следует позволять людям работать на месторождениях. Работы затормозились с 6 января и возобновляются от случая к случаю в зависимости от дневной температуры», – пояснил глава компании. Также стало известно, что «ЛУКОЙЛ» в феврале сократит экспортные поставки мазута на 27%. Причина – резко возросшее потребление мазута электростанциями и предприятиями ЖКХ в России. Поэтому в следующем месяце «ЛУКОЙЛ» отправит за рубеж на 118 тысяч тонн мазута меньше, чем в январе.
По мнению аналитиков, российские ограничения являются недолгосрочными, так как связаны с погодой, и поэтому на ценах отразятся слабо. «Локальные факторы, действие которых может длиться меньше месяца, не сильно влияют на нефтяной рынок. Ведь у компаний-покупателей, как правило, есть месячные запасы нефти», – объясняет Максим Шеин.
Тем не менее все факторы в совокупности оказывают значительную поддержку для продолжения роста цен на нефть и игры спекулянтов на повышение. Поэтому не исключено, что в ближайшее время мы увидим, как стоимость барреля перешагнет отметку в 70 долл.