Михаил Фрадков продавил 13% НДС через министров-экономистов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Со вчерашнего дня правительство стало работать в несколько измененном формате. С подачи премьера Михаила Фрадкова, давно вынашивающего мечту о «расширенном правительстве», введена практика заслушивания отчетов министров и губернаторов. «Параллельность решения отраслевых и региональных проблем позволит четче очертить круг этих проблем и эффективнее их решать», – оптимистично заявил он. В первом полугодии устроят бенефисы шести министрам и шести главам субъектов Федерации. Первыми этой чести удостоились глава Минобрнауки Андрей Фурсенко и воронежский губернатор Владимир Кулаков.
Пять стратегических путей выхода из кризиса
Однако как бы ни декларировал премьер равенство министерств и регионов, реформа образования и науки, поднятая президентом до уровня национального проекта, вчера доминировала. Причем не только над проблемами социально-экономического развития Воронежской области, но и над другими вопросами повестки дня. Например, постановление о реализации Закона «О Федеральном бюджете на 2006 год» вообще было принято «автоматом» – без обсуждения. Впрочем, главная тема в нем все-таки прозвучала – Минфин перечислило в регионы около 4 млрд. руб. на реализацию национального проекта «Образование» в части выплат за классное руководство учителям, сообщила заместитель министра финансов Татьяна Голикова, добавив, что финансирование национальных проектов будет осуществляться поквартально.
Для учителей средних школ, более половины из которых получают зарплату менее 3 тыс. руб. в месяц, а десятая часть их и вовсе меньше 1 тыс. руб., это хорошая весть. По оценке Андрея Фурсенко, на котором лежит персональная ответственность за судьбу преобразований, крайне низкая оплата труда работников образования и несовершенство ее организации не позволяют привлекать в отрасль молодежь. В результате средний возраст педагогов составляет 40 лет, 21% профессоров и преподавателей высшей школы перевалили за 60-летний рубеж.
Для вывода из кризиса министр предложил пять стратегических целей – обеспечение доступности качественного образования и потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах, создание условий для активного включения детей и молодежи в экономическую и общественную жизнь, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала, активизация инновационной деятельности.
Если на выполнение первых трех задач требуются немалые бюджетные затраты, то от двух последних правительство вправе ожидать весомой отдачи. Основные целевые ориентиры – увеличение доли инновационной продукции в общем объеме продаж с 4 до 10%, снижение доли сырья и материалов в экспорте на 10–15%, увеличение доли РФ на мировом рынке высокотехнологичной продукции в 4–5 раз (до 2–2,5%). Все это должно быть достигнуто за 10 лет.
Доклад Минобразования был воспринят в целом доброжелательно. Официальную, надо полагать, позицию правительства обнародовал вице-премьер Александр Жуков, с удовлетворением констатировавший, что сегодня складывается более полная картина о том, куда тратятся бюджетные средства в образовании и науке. И эти деньги, убежден он, «тратятся с большей эффективностью, чем в прежние годы». Очевидно, что сдавшему в Белом доме экзамен Андрею Фурсенко перевести дух не удастся. Уже сегодня ему назначена переэкзаменовка на Охотном Ряду – депутаты Госдумы тоже пожелали узнать из первых рук о том, как реализуется приоритетный национальный проект «Образование».
Премьер-либерал
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В бизнес-среде намерение снизить налог было воспринято вполне спокойно. Как сказал «НГ» заместитель руководителя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Беляков, конечно, «бизнес не будет возражать против снижения ставки НДС, но только в том случае, если это будет сделано в сочетании с реализацией мер, направленных на реальное улучшение налогового администрирования и защиты налогоплательщика».
Заслонка для передела собственности
По словам Сергея Белякова, эти два вопроса надо рассматривать в одной связке не только с точки зрения борьбы с налоговым терроризмом и защиты прав налогоплательщиков, но и с точки зрения минимизации издержек, связанных со снижением налоговых ставок. Дело в том, что улучшение налогового администрирования позволяет эффективней проводить работу и получать в бюджет те доходы, которые сейчас скрываются. В том числе это связанно с администрированием НДС. «Не секрет, что из-за тех компаний, которые строят свой преступный бизнес на незаконном возмещении НДС с участием должностных лиц из налоговых органов, страдают законопослушные налогоплательщики», – добавил замруководителя комитета РСПП.
Что касается установления более лояльных условий выкупа земли юридическими лицами, то эта мера оценивается вполне позитивно. По словам экспертов, именно она должна стать препятствием масштабному переделу собственности и фактически – национализации. Так или иначе, бизнес был бы вынужден, по сути, второй раз покупать землю, на которой расположены его предприятия, однако теперь он сможет это сделать по адекватной цене. Как сказано в программе, «размер выкупных цен должен быть установлен с учетом допустимой финансовой нагрузки на промышленные предприятия и должен стимулировать приобретение земельных участков в собственность путем установления обоснованных цен выкупа».
Таким образом, парадоксально, но факт: программа развития до 2008 года показывает, что реальным лоббистом наиболее либеральных подвижек в правительстве является не кто иной, как «технический премьер». Несмотря на существенную долю популизма и многие погрешности, основные положения Программы имеют шанс улучшить бизнес-климат в стране.