Виктор Христенко стал ответственным за морозы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчерашнее заседание правительства открылось и завершилось обсуждением проблем топливно-энергетического комплекса. И в том, и в другом случае солировал глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Сначала он дал оценку соглашениям между Россией и Украиной в газовой сфере – все полезно и все работает, а под занавес доложил о ситуации с энергообеспечением страны в связи с рекордными морозами, установившимися почти повсеместно. Здесь ощущается напряженность, газа едва хватает, а потому придется взять топливо из госрезерва.
Однако морозы – явление сезонное, а инфляция вечна. Премьер-министр Михаил Фрадков высказал обеспокоенность ее высокими темпами в первые недели 2006 года. «Меры, которые мы принимали в конце прошлого года, были достаточно эффективными, но носили краткосрочный характер», – сказал премьер. И сегодня следует «принять исчерпывающие меры системного характера, обеспечивающие макроэкономическую стабильность».
Одним из инструментов влияния правительства на темпы роста инфляции являются государственные заимствования. Все последние годы политика тут такая – внешний долг сокращается, внутренний наращивается. Что и подтвердил доклад заместителя главы Минфина Сергея Сторчака относительно планов выпуска в 2006 году государственных ценных бумаг. Вопрос казался проходным, но без дискуссии не обошлось. В частности, вице-премьер Александр Жуков раскритиковал Минфин за неоправданно высокую, по его мнению, доходность ценных бумаг. Так, средневзвешенная доходность по долгосрочным обязательствам на рынке ГКО–ОФЗ в 2006 году составит 8,5% годовых (в прошлом году 6,8–7,3%), по среднесрочным – 7% годовых (в 2005 году 6–6,5%). По словам вице-премьера, «складывается впечатление, что Минфин не верит в возможность удержать инфляцию в запланированных параметрах», ну а высокая доходность неправильно сориентирует субъекты рынка.
Главе МЭРТа Герману Грефу не по душе пришлись планы Минфина выпустить на рынок государственные сберегательные облигации (ГСО). Недоумение министра вызвали слова Сергея Сторчака о том, что ГСО расширит возможность инвестирования средств пенсионных накоплений. «Мы очень рассчитываем, что пенсионная система воспримет этот инструмент», – подчеркнул чиновник. Но у Германа Грефа сложилось другое мнение: ГСО изначально задумывалось как средство борьбы с инфляцией, и в первую очередь оно должно было аккумулировать не средства ПФР, а накопления физических лиц. «Скажите, что это предложение Пенсионному фонду. Не нужно говорить, что это рыночная бумага», – резюмировал он.
Атаку на Минфин поддержали отраслевые министры. Глава Минприроды Юрий Трутнев попросил уточнить, куда планируется направить почти 9 млрд. долл. заемных средств. Выяснилось, что никаких планов у Минфина не существует, государственный долг наращивается исключительно ради поддержания в рабочем состоянии банковской системы и финансового рынка. «Странное ощущение, – негодовал по поводу этого министр, – мы привлекаем средства только ради того, чтобы потренироваться? Было бы рационально направить их в реальный сектор, в создание фондового рынка». В свою очередь, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев предложил использовать госзаймы на развитие сельскохозяйственного машиностроения или легкой промышленности.
Однако у Минфина очередь до комбайнов и сеялок дойдет не скоро. В повестке дня задачи поважнее. Например, как распорядиться средствами Стабилизационного фонда. Эти средства, поделился своими тревогами Сергей Сторчак, все еще не размещаются в ценных бумагах иностранных государств. «Решения, принятые осенью, оказались сложно выполнимы», поскольку существует угроза ареста ценных бумаг, приобретенных за границей нашим государством, пояснил замминистра. Речь прежде всего идет о претензиях швейцарской фирмы «Нога» и исковых заявлениях акционеров ЮКОСа.
Структура государственного внутреннего долга по видам долговых обязательств (тыс. руб.)
Вид обязательства | Госдолг на 01.01.2006 г. | Ожидаемые эмиссия и погашение в 2006 г. | . Госдолг, ожидаемый к 01.01.2007 г | |
---|---|---|---|---|
Эмиссия | Погашение | |||
Всего ГКО/ОФЗ | 851 121 602,9 | 186 000 000,0 | 61 471 263,1 | 975 650 339,8 |
ГКО | 24 364,0 | – | – | 24 364,0 |
ОФЗ | 851 097 238,9 | 186 000 000,0 | 61 471 263,1 | 975 625 975,8 |
ГСО | – | 65 000 000,0 | 8 500 000,0 | 56 500 000,0 |
ОГНЗ | – | – | – | – |
Всего | 851 121 602,9 | 251 000 000,0 | 69 971 263,1 | 1 032 150 339,8 |
Источник: Минфин РФ