Вчера пресс-служба правительства РФ объявила о том, что Михаил Фрадков подписал постановление о размере пособий по безработице на этот год. В соответствии с этим документом официально зарегистрированные безработные получат от государства минимум 720 руб., максимум – 2880 руб. Из бюджетников – это самая бедная, по понятным причинам, категория граждан. Все остальные, как уже не раз заявляли представители властей, должны серьезно улучшить свое материальное благосостояние в 2006 году. Стартовал новый этап социальной политики государства. Согласно принятому на этот год бюджету, с 1 января началась реализация национальных социальных проектов: «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Эффективное сельское хозяйство». Но результат такой политики прогнозировать сейчас не берется никто.
Кто начал и кто ответит
Подготовка этих планов началась 5 сентября прошлого года, когда на встрече с членами правительства, Федерального собрания и президиума Госсовета Владимир Путин выступил с инициативой реализации четырех национальных проектов. Как тогда было сказано – это инвестиции в человека. Впоследствии тезис о необходимости инвестирования в человеческий капитал повторили на всех уровнях власти. И затем президент назначил ответственного за сохранность и эффективность использования этих инвестиций. Им стал бывший глава администрации президента, а ныне первый вице-премьер российского правительства Дмитрий Медведев.
Общий объем финансирования национальных проектов – 160 млрд. руб. Причем в процессе принятия бюджета этого года депутаты обнаружили, что не все национальные проекты разработаны одинаково качественно. Но деньги все же выделили. Самым проработанным, по мнению главы комитета по труду и социальной политики ГД РФ Андрея Исаева, на данный момент можно считать проект по здравоохранению. Напомним, что по распоряжению президента в нем, в частности, предусматривается дополнительно увеличение зарплат для медсестер на 5 тыс. рублей ежемесячно и для участковых врачей, врачей общей практики и педиатров – на 10 тыс. руб. соответственно. На врачей специалистов эти надбавки не распространяются по одной простой причине. Они имеют гораздо больше шансов зарабатывать деньги в рамках разрешенной деятельности в тех же медучреждениях или частных клиниках. И расчеты, проведенные в апреле 2005 года, это подтверждают. Врачи, особенно врачи-специалисты, не самая обездоленная часть российских бюджетников (см. Таблицу 1) В менее выгодном положении находятся наемные работники сферы образования (см. Таблицу 2). Но для них в проекте «Качественное образование» предусматриваются дополнительные выплаты: 30 вузов России получат 500 млн. руб., а 600 школ – по 1 млн. руб. каждая. Кроме этих выплат в бюджете предусмотрено увеличение зарплат всем работникам бюджетной сферы с 1 мая на 15% и с 1 октября еще на 11%. Таким образом, зарплаты бюджетников, помимо выплат по национальным проектам, увеличатся в этом году примерно на 28%.
Всем сестрам по серьгам
И тем не менее столь значительные расходы на бюджетную сферу не позволяют сказать, что все бюджетники однозначно выиграют в результате такой политики, потому что рост тарифов и инфляция в целом будут влиять на их реальные доходы и уровень жизни по-разному. В этом году во многих регионах России запланирован рекордный 30-процентный рост цен на услуги ЖКХ. В первую очередь это касается 21 региона, которые перешли на 100-процентную оплату коммунальных услуг. Еще в 12 регионах граждане оплачивают эти услуги менее чем на 90%. А общий уровень инфляции по итогам 10 дней этого года прогнозируется экспертами в диапазоне 10,5–10,7% в годовом исчислении, хотя в бюджете рост цен запланирован на уровне 8,5% годовых. Но и бюджетники довольно сильно дифференцированы и по категориям, и по уровню зарплат и пенсий, и по региональной составляющей. Соответственно размер тарифных и инфляционных изъятий из их доходов будет разный – в зависимости от того, какую потребительскую корзину имеет та или иная категория бюджетников. Очевидно, что уровень тарифов будет влиять на качество жизни федерального министра в гораздо меньшей степени по сравнению с качеством жизни музейного служащего или сельского фельдшера. Но есть две очевидные группы бюджетников, одна из которых при нынешней структуре социальных расходов выиграет, вторая в какой-то степени проиграет. «Те расходы, которые предусмотрены в бюджете и отдельно в рамках проекта по здравоохранению, значительно улучшают положение медсестер, врачей общей практики, педиатров, участковых специалистов. 5 и 10 тыс. рублей – это значительная прибавка к их доходам и серьезный стимул к труду», – рассказал «НГ» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. В основном эти выплаты качественно улучшат уровень жизни медицинским работникам в сельской местности, в малых и средних городах, так как в Москве и крупных промышленных центрах России есть больше возможностей для дополнительного заработка и, помимо этого, существуют различные региональные выплаты.
Бедные выигрывают редко
С другой стороны, наиболее уязвимая для тарифов и общей инфляции часть населения, как и в предыдущие годы, – это пенсионеры. «Сейчас по законодательству, если инфляция по году составляет свыше 6%, то автоматически начинает работать механизм компенсации этих потерь за счет бюджетных средств. Но если тарифы на услуги ЖКХ в этом году поднимутся на 30%, то пенсионер вынужден будет больше тратить не на качественные продукты питания, а на оплату квартиры. Поэтому стоимость корзины потребления различных категорий бюджетников при оценке качества их жизни крайне важна», – сказал «НГ» директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ–ВШЭ Сергей Смирнов.
Но, несмотря на важность такого рода показателей, исчерпывающих данных по уровню реальных доходов различных групп бюджетников до сих пор нет. Как пояснил «НГ» Игорь Поляков, «в профильных ведомствах нет необходимой заинтересованности для проведения подобных масштабных исследований. В результате социальные реформы проводятся недостаточно качественно. Монетизация льгот – это характерный пример». В этих условиях, по мнению Сергея Смирнова, «все бюджетные затраты, в том числе и по приоритетным национальным проектам, сводятся к банальному перераспределению средств. И деньги одинаково получают и обеспеченные слои, и бедные. Нет дифференцированного подхода к структуре доходов бюджетных групп». В итоге бедные остаются бедными, хотя материально чувствуют себя немного лучше, чем раньше. Но и это уже результат.
Табл. 1Количество наемных работников и размер зарплат в здравоохранении
Зарплата / руб. | Процент занятых |
---|---|
До 1 тыс. | 2,7% |
От 1 тыс. до 3 тыс. | 31,3% |
От 3 тыс. до 5 тыс. | 28,9% |
От 5 тыс. до 9 тыс. | 24,5% |
От 9 тыс. до 14 тыс. | 9,5% |
Свыше 14 тыс. | 3,1% |
Всего занятых | 4,3 млн. человек |
Источник: ЦМАКП по материалам Росстата
Табл. 2
Количество наемных работников и размер зарплат в образовании
Зарплаты / руб. | Процент занятых |
---|---|
До 1 тыс. | 5,3% |
От 1 тыс. до 3 тыс. | 32,8% |
От 3 тыс. до 5 тыс. | 26,1% |
От 5 тыс. до 9 тыс. | 23,6% |
От 9 тыс. до 14 тыс. | 8,5% |
От 14 тыс. до 50 тыс. | 0,1% |
Всего занятых | 5,8 млн. человек |
Источник: ЦМАКП по материалам Росстата