Наступивший год обещает быть щедрым для нефтяников – на продажу будет выставлено много крупных месторождений. И, видимо, готовясь к привлекательным конкурсам, нефтяные компании начинают накапливать денежные средства. Как стало известно, ТНК-ВР договорилась о привлечении синдицированного кредита в 1 млрд. долларов у ряда западных банков. Организаторами займа назначены ABN Amro, Dresdner Kleinwort Wasserstein и Barclays Capital. По словам источника в банковских кругах, кредит предназначен на пополнение оборотных средств нефтяной компании. В самой ТНК-ВР нам эту информацию не подтвердили и не опровергли.
Тем временем официальная версия не выглядит исчерпывающей. «ТНК-ВР и так недавно продала ряд активов, в частности «Саратовнефтегаз», Орский НПЗ, «Оренбургнефтепродукт», от которых выручила до 1 миллиарда долларов, – рассказал «НГ» аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. – Кроме того, летом прошлого года компания утвердила программу среднесрочного заимствования в размере 5 миллиардов долларов». А теперь вот еще и этот кредит, который фактически является дополнительным, так как, по информации источника, близкого к сделке, проходит вне рамок программы среднесрочного заимствования. Все это в совокупности, по мнению аналитика, говорит о том, что ТНК-BP наращивает финансовые ресурсы «для более успешного, чем прежде, участия в покупке крупных месторождений».
Здесь уместно припомнить одно важное событие. Весной, когда обсуждался закон о недрах, власти намеревались не допустить иностранные компании к стратегическим месторождениям, что не на шутку встревожило главу ВР Джона Брауна (ведь ТНК-ВР владеет Ковыктинским месторождением, по идее, относящимся к стратегическим). В результате Браун был вынужден добиваться визита в Кремль. В апреле состоялась встреча с президентом Владимиром Путиным, и одним из основных был именно этот вопрос. По окончании беседы помощник президента Игорь Шувалов подтвердил, что акционеры ВР действительно «спрашивали про эти (национальные. – «НГ») месторождения». Причем Брауну, видимо, удалось достичь взаимопонимания. По словам Шувалова, Путин назвал ТНК-ВР «корпоративным гражданином РФ».
Впрочем, сейчас до конца неясно, получат ли иностранцы право покупать участки национального масштаба – закон «О недрах» еще не принят. Скорее всего, по мнению аналитиков, они смогут участвовать там лишь в качестве младшего партнера посредством совместных предприятий. Однако и среди оставшихся есть немало лакомых кусков. Прежде всего ТНК-ВР будет интересоваться месторождениями в Восточной Сибири и Тимано-Печорском регионе.
Но есть и еще один вариант . По мнению аналитика ИК «Финам» Анастасии Сарапульцевой, компания может попробовать получить долю «Газпрома» в «Славнефти». Ведь «Газпром» и ТНК-ВР сейчас владеют по 49% акций нефтяного актива. «А наличие двух собственников тормозит развитие компании, – говорит она. – Но вряд ли «Газпром» согласится».
Между тем ясно, что основная игра в нынешнем году развернется не за компании, а за нефтегазоносные участки. В прошлом году Министерство природных ресурсов провело 631 аукцион, в то время как в этом году должно состояться почти вдвое больше – 1000 аукционов. По словам Нестерова, грядет жесткая конкурентная борьба. Средства аккумулируют «Сургутнефтегаз» (около 9 млрд. долл. свободных средств), «Газпром» и даже компании с высокой задолженностью, в частности «Роснефть».