– Сергей Вадимович, визит в Израиль выпал на праздничные дни. Чем вызвана такая срочность поездки?
– Но в Израиле-то эти дни – не праздничные. Визит абсолютно плановый. Основная цель – подписание Меморандума о взаимопонимании в области сотрудничества между Счетной палатой России и Управлением государственного контролера Израиля. Кстати, Израиль стал сороковой страной с контрольным органом, которой подписан подобный документ.
– Затрагиваются ли в этом документе вопросы, связанные с отмыванием «грязных денег», с противодействием международному терроризму?
– Напрямую – нет, но в документе закреплено намерение контрольных органов обеих стран осуществлять совместные мероприятия в областях, которые, как принято говорить в подобных случаях, представляют взаимный интерес. В беседе с государственным контролером Израиля Михой Линденштраусом мы затронули вопросы возможного взаимодействия контрольных органов наших стран в борьбе с отмыванием «грязных денег». Ведь они зачастую служат средством финансовой подпитки международного терроризма, с вылазками которого Россия и Израиль сталкиваются в особой мере.
Есть у наших стран и еще один аспект интереса к борьбе с отмыванием «грязных денег». Не секрет, что некоторые эмигранты из нашей страны привезли в Израиль крупные суммы денег, источники которых представляют загадку для правоохранительных органов обеих стран. Так что подписанный меморандум даст возможность контрольным органам оказывать взаимную поддержку в вопросе отслеживания источников денежных потоков из России в Израиль.
– С кем из официальных представителей Израиля вы встречались? Какие договоренности были достигнуты?
– В ходе встречи с президентом Банка Израиля Стэнли Фишером – в недавнем прошлом одним из руководителей международного валютного фонда – мы обсудили возможности участия контрольных органов Израиля и России в упорядочении некоторых аспектов движения денежных потоков между нашими странами. Это, кстати, частичный ответ и на ваш вопрос относительно отмывания «грязных денег».
На встрече с министром юстиции г-жой Ципи Ливни мы обменялись мнениями о перспективах признания права собственности России на Сергиевское подворье. Интерес к этому вопросу вытекает из закрепленной российским законодательством обязанности Счетной палаты контролировать использование федеральной собственности – где бы то ни было, хоть на Марсе. Подворье было сооружено в центре Иерусалима в конце ХIX века по соседству с Русской духовной миссией и Троицким собором на средства Российского православного Палестинского общества. Тогда же были начаты процедуры по оформлению сооружения на имя Великого князя Сергея Александровича – дяди последнего российского императора. Но в1905 году князь Сергей погиб от руки террористов. В последующем внутриполитические события в России воспрепятствовали завершению юридических процедур по регистрации сооружения в качестве российской собственности. Решение этого вопроса остается предметом внимания российского государства. В апреле минувшего года Сергиевское подворье посетил президент Российской Федерации Владимир Путин.
– Будет ли усилен контроль над финансовыми потоками между двумя странами?
– Как в ходе беседы с министром юстиции, так и во время встречи со спикером израильского парламента Реувеном Ривлиным было единодушно отмечено, что сотрудничество государственных аудиторских органов России и Израиля в таких областях, как упорядочение движения денежных потоков между обеими странами, послужит усилению контроля над «финансовым трафиком». Ответ на ваш вопрос содержится в заявлении государственного контролера Израиля Михи Линденштрауса, сделанном после подписания Меморандума. Он сказал, что у Израиля теперь появится возможность получать поддержку в вопросе о контроле над финансовыми потоками не только от источников внутри страны, но и из-за рубежа.
– Что еще предусматривает Меморандум?
– Организацию совместных или параллельных контрольно-аналитических мероприятий в ряде областей торгово-экономического сотрудничества. По нашему общему мнению, реализация таких мероприятий будет содействовать созданию более благоприятного климата для дальнейшего развертывания все еще не задействованного полностью потенциала деловых связей. Хотя в целом товарооборот стабильно растет – с 12 млн. долл. в 1991 году до 1,2 млрд. долл. в 2004.
– Отражалась ли на обстановке вокруг визита драматическая болезнь израильского премьера?
– Чувствовалась озабоченность значительной части израильского общества, местных СМИ. Но, кстати, график встреч строго соблюдался, все госучреждения работали как часы. В ходе встреч собеседники с признательностью воспринимали наши пожелания скорейшего выздоровления израильскому руководителю.