Все, что прибыльно, должно быть государственным. Так решила власть. И вот она в очередной раз доказала, что в России она организована исключительно как бизнес – агрессивный и бескомпромиссный, умеющий вовремя прибрать к рукам понравившиеся активы. Иллюстративно это показывают результаты последнего внеочередного собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» (AVAZ), на котором был переизбран совет директоров компании. Руководитель департамента товаров и технологий двойного применения ФГУП «Рособоронэкспорт» Игорь Есиповский, назначенный новым президентом и генеральным директором «АВТОВАЗа», сообщил, что «в случае экономической целесообразности» завод «может приобрести лицензию за рубежом и самостоятельно производить современные автокомпоненты». Вполне вероятно, что политика предприятия изменится и по многим другим позициям.
Месяц назад председатель совета директоров Владимир Каданников неожиданно подал в отставку, и эксперты полагают, что вовсе не по собственной инициативе. Заранее было известно, что в новый состав совета директоров предприятия войдет целая команда представителей госструктур: Василий Титов, Валерий Лукьяненко и Андрей Пучков из Внешторгбанка, Владимир Артяков и Игорь Есиповский из ФГУП «Рособоронэкспорт», включая и представителя оборонки Максима Нагайцева, плюс глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Все это фигуры, близкие к администрации президента. Шесть из 12 мест в совете директоров, таким образом, занимают госчиновники. Список был утвержден задолго до сегодняшних, официально объявленных результатов. Возможно, кто-то надеялся, что ситуация может быть как-то скорректирована. Но было ясно, что сюрпризов не будет. Так оно и вышло. И это, собственно, никого особенно не удивило. Получается, государственники теперь уже не ограничиваются нефтегазовым сектором, понимая, что реальный сектор рано или поздно будет набирать высоту.
Гораздо любопытнее то, что по этому поводу не оказалось единства мнений экспертов. Одни убеждены, что госуправление принесет заводу только пользу, другие же скептически относятся к тому, что, став государственным, он будет конкурентоспособным. По комментариям аналитиков компании «Тройка Диалог», главное с точки зрения повышения эффективности управления предприятием – изменить к лучшему стандарты корпоративного управления «АВТОВАЗом». Однако рынок все же с опаской наблюдает за превращением его в госпредприятие. Если же к управлению будут привлечены профессиональные отраслевые менеджеры с Запада, то лишь в этом случае можно будет ожидать, что этот кусочек российского автопрома превратится в островок успешности.
«Это событие можно рассматривать в рамках программы консолидации машиностроительных активов – то же произошло с «Силовыми машинами» и «ОМЗ», – комментирует «НГ» аналитик ИК «ФИНАМ» Наталья Кочешкова. – С точки зрения развития бизнеса «АВТОВАЗа», события носят, по нашему мнению, негативный характер, поскольку эффективность нового менеджмента пока является вопросом. Хотя в данном случае можно предположить поддержку со стороны государства (она касается экспорта продукции компании, импорта, например, оборудования или получение финансирования). Однако сомневаемся, что таким образом может быть решена проблема низкой конкурентоспособности предприятия».
Остается предположить, что чиновники смогут добиться прямого финансирования из инвестфонда и поддержки экспорта. Это, пожалуй, могло бы как-то оправдывать поглощение предприятия госвластью. Однако, учитывая сложность структуры собственности «АВТОВАЗа», вряд ли можно надеяться, что проблемы его эффективности решатся быстро. Для справки: уставной капитал ОАО «АВТОВАЗ» составляет более 535 млн. долл., большая часть из которого превращена в привилегированные акции. 32,35% уставного капитала принадлежит АО «Автомобильный всероссийский альянс» («Авва»), 20,24% – ЗАО «Центральное отделение автомобильной финансовой корпорации» («ЦО АФК»), 2,69% – ЗАО «ИФК». Причем «АВТОВАЗ» владеет 85,9% акций ОАО «Авва», 50% акций «ЦО АФК», 51% – ЗАО «ИФК», а 10% акций «ЦО АФК» принадлежат ОАО «Авва». Около 1,5% акций находятся в федеральной собственности.
И то, что власть напористо, причем пользуясь непрозрачными схемами, осваивает бизнес, еще раз характеризует ее как экономического агрессора. Прискорбно, что эта агрессия адресована частному сектору экономики, который вряд ли устоит под таким напором.