Оптимистичный взгляд министра природы.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера глава Минприроды Юрий Трутнев отчитывался перед журналистами об итогах уходящего года и делился сокровенными планами на год грядущий. По словам министра, все складывается очень даже удачно, ну а будет еще лучше. Платежи за недропользование в 2005 году достигли рекордных 40 млрд. руб. (год назад этот показатель составил всего 8,5 млрд. руб., а в 2003 году едва дотянул до 1 млрд. руб.). Доходы бюджета от продажи геологической информации увеличились в 3,5 раза, с 41 млн. до 144 млн. руб.
Несравненно больше стало и рынка в отечественном недропользовании. Так, Федеральным агентством по недропользованию в 2005 году был проведен 601 аукцион (в 2004 году – 58). А на будущее у Юрия Трутнева еще более грандиозные планы. «В 2006 году, – заявил он, – планируется провести уже около 1000 аукционов, из них примерно 800 на углеводородные участки». В числе приоритетов министр назвал создание системы постоянного мониторинга за выполнением лицензионных соглашений. То, что проводится сейчас, нельзя считать по-настоящему действенным контролем. Хотя Росприроднадзор и вправе зачислить в свой актив 58 лицензий, действие которых было прекращено досрочно.
Больная тема – геологоразведка. Чтобы профинансировать даже не расширенное, а простое воспроизводство минерально-сырьевой базы, подчеркнул Юрий Трутнев, требуется около 2,3 трлн. руб. Объем вложений настолько велик, что грозит дестабилизировать макроэкономическую ситуацию в стране. Но такое не случится. Казенными деньгами глава Минприроды рисковать не намерен. Задачу государства и свою лично он видит в создании условий для развития экономики. «Не чиновник должен определять, где должна быть скважина», – философски заметил он, заявив о намерении отправить в геологоразведку бизнес.
Правда, здесь есть малоприятные для частных инвесторов-иностранцев особенности российского национального недропользования. Как известно, некоторые особо крупные и ценные месторождения углеводородов могут относиться к стратегическим. Как быть в том случае, если зарубежные компании, на свою беду, откроют в наших недрах нефти и газа больше допустимого? Министр Трутнев, отвечая на этот вопрос «НГ», согласился: да, проблема существует. Но выход есть. Ограничений в допуске для российского бизнеса к разработке стратегических месторождений нет. А потому, сказал министр, мы вносим предложение скорректировать законодательство таким образом, чтобы обязать иностранные компании, оказавшиеся невзначай собственниками стратегических месторождений (речь идет только о новых), продавать не менее 50% акций российским юридическим лицам.
Логика в принципе понятна, но можно ли, предлагая такие правила игры, всерьез рассчитывать на приход иностранных активов в геологоразведку? Есть ли резон зарубежным компаниям декларировать истинные результаты профинансированных ими геологоразведочных работ? В этом им совершенно нет резона, поскольку, если выяснится, что месторождение представляет для Российской Федерации лакомый кусок, с ним предстоит расстаться. И не факт, что условия, на которых иностранцам предложат продать контрольный пакет, покажутся им привлекательными.