Из подводного положения с борта подводного крейсера «Дмитрий Донской» в акватории Белого моря в среду осуществлен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». В официальном сообщении Минобороны утверждается, что она успешно поразила условную цель на камчатском полигоне «Кура».
Это всего лишь второй испытательный старт и первый из подводного положения. Предыдущий пуск состоялся 27 сентября. Но под этот ракетный комплекс уже строятся атомные подводные лодки нового проекта 955 «Борей». В 2006 году со стапелей Северодвинского машиностроительного предприятия должен сойти «Юрий Долгорукий», а в 2007-м – «Александр Невский».
30 минут полета «Булавы» обошлись примерно в миллиард долларов. Выход атомной подводной лодки в море – порядка 100 тыс. долл. в сутки; системы слежения и телеметрии на территории от Архангельска до Камчатки – 500 тыс. долл., сама ракета – 50 млн. долл., доставка и монтаж – около 100 тыс. долл. В общей сложности не менее 51 млн. долл.
Если учесть, что всего было изготовлено минимум 10 ракет – прототипы для наземных испытаний двигателей, испытаний на механические нагрузки да две, которые стартовали с «Дмитрия Донского», все они обошлись в 500 млн. долл. Прибавим к ним пять лет работы целого института и нескольких больших конструкторских бюро, изготовление заводской оснастки, специальных стендов и проверочной аппаратуры, изготовление и испытания отдельных узлов и тому подобное, то можем смело добавить еще полмиллиарда.
В телефонном разговоре с корреспондентом «НГ» адмирал Эдуард Балтин высказал свое недоумение по поводу эйфории Минобороны в связи с пуском «Булавы». Особенно его удивило, что испытания проходят прямо на подводной лодке, а не на специальном испытательном стенде. Раньше подобную рискованную затею просто запретили бы.
«В советское время, – сказал адмирал Балтин, – однажды в срочном порядке взяли на вооружение такую же сложную ракету, которая не полностью прошла стендовые испытания. Так, потом было принято решение провести дополнительно 24 испытательных пуска в разных условиях, с разных глубин и даже из разных морей (соленость воды разная). Так что 2–3 испытательных старта даже по теории вероятности – не результат. И как можно утверждать, что «Булава» скоро принимается на вооружение, если подводные лодки с ракетными комплексами для нее не готовы, а ракета по-настоящему не испытана?»
Именно потому, что ракеты на испытаниях могут неожиданно взрываться, их испытывают на стендах, где нет ни одного человека.
Своеобразие «Булавы» еще в том, что она предназначена одновременно для подводного флота и размещения в шахтных установках на суше. Как заявил однажды министр обороны РФ Сергей Иванов: «Все будет не так, как было в Советском Союзе: для флота один завод делает ракету, для РВСН – другой. Такого не будет...»
Идея подобной унификации, до которой никто еще не додумался, озадачила адмирала Эдуарда Балтина. «Могут быть унифицированы головная часть и приборный отсек, а в остальном это совершенно разные системы, – сказал он. – Достаточно сказать, что американцам потребовалось 10 лет, чтобы преодолеть границу между водной стихией и воздушной средой».
На подлодки новой серии ставятся ракетные комплексы, которые не прошли испытания. Очевидно, конструкторы уверены, что им не придется вносить никаких изменений в конструкцию пусковых ракетных установок и в габариты ракет. Если конструкция себя не оправдает, будут ли комплексы переделывать? Не исключено, что отправят на боевое дежурство в том виде, как получилось.
Тактико-технические данные «Булавы» держатся в секрете. По-прежнему утверждается, что ракета будет универсальной – станет одинаково служить на суше и на море. Однако в соответствии с международными договорами США предоставлены сведения о новой ракете, и они просочились в зарубежную печать. Ничего общего с «Тополем» «Булава» не имеет. Она толще почти в полтора раза, короче на несколько метров и легче на несколько тонн. Так что принимать ее на вооружение РВСН нерационально, там уже есть «Тополь-М». Универсальной ракеты не получилось. Зато освоены деньги гособоронзаказа. Теперь осталось принять на вооружение «сырую» ракету с неотработанным пусковым комплексом и дожидаться катастрофы.