Грузия даст согласие на вступление России в ВТО, только если получит возможность контролировать таможни на абхазском и южноосетинском участках грузино-российской границы. Об этом в дни проходившего в Тбилиси российско-грузинского экономического форума заявил госминистр по экономическому развитию и структурным реформам Каха Бендукидзе. Примерно в это же время с аналогичным заявлением в Гонконге на шестой Международной конференции министров стран ВТО, полноправным членом которой Грузия является с осени 1999 года, выступил министр экономического развития Ираклий Чоговадзе. По его словам, через Абхазию и Южную Осетию в Грузию попадает большая часть контрабанды, что отрицательно сказывается на фискальных поступлениях в государственную казну. Кроме того, Чоговадзе присоединился к требованиям Запада и увязал вступление России в ВТО с вопросом защиты прав интеллектуальной собственности, добавив, что Грузию беспокоят «фальсификации грузинских алкогольных и минеральных напитков на (российском. – «НГ») внутреннем рынке».
Одновременно с еще одним неприятным для Москвы заявлением выступил президент Национального банка Грузии Ираклий Гоциридзе. По его словам, в начале будущего года в Грузии будут заморожены счета около 50 российских банков, функционирующих в Абхазии. «Есть определенные данные, что филиалы этих банков занимаются отмыванием денег, способствуют посредничеству террористическим организациям. Все они будут объявлены, если можно так выразиться, нон-грата, и их счета будут закрыты. В 2006 году, если они попытаются продолжить работу в самопровозглашенной республике, у них возникнут проблемы – посмотрим, что им выгоднее: работать за рубежом или присутствовать в Абхазии по политическим соображениям и зарабатывать там копейки», – заявил глава Нацбанка.
Теперь этим коммерческим банкам за оставшиеся до нового года две недели необходимо вывести из Абхазии свои активы. О каких конкретно банках идет речь, Гоциридзе не уточнил.
Обвинения Грузии выглядят парадоксально: на закрытии упоминавшегося форума премьер-министр Зураб Ногаидели признал, что Россия остается главным инвестором в местную экономику. Премьер назвал Россию «инвестором в квадрате» и пригласил российский бизнес «к участию в приватизации, очередной этап которой начнется в 2006 году». Речь идет об энергетических объектах, телекоммуникационных компаниях и промышленных предприятиях. А российский посол в Грузии Владимир Чхиквишвили сообщил, что товарооборот между странами, несмотря на политические разногласия, за последние 10 месяцев возрос на 51%. Совершенно очевидно, что, рассчитывая на инвестиции, грузинское правительство обращается к российскому бизнес-сообществу как к чему-то совершенно отдельному от российской государственной политики. И пример того же Кахи Бендукидзе это подтверждает: прежде чем стать министром в Грузии, он был российским олигархом.
На форуме обсуждались и конкретные проекты российского бизнеса в Грузии. Как заявил президент корпорации «Промышленные инвесторы» Сергей Генералов, на днях завершился процесс передачи грузинского государственного горно-обогатительного комбината «Маднеули» британской дочке «Проминвеста». А зампредседателя правления РАО «ЕЭС России» Михаил Мантров заявил об интересе своей компании в строительстве Худони-ГЭС.
Но, пожалуй, главной интригой форума была идея российских бизнесменов восстановить железнодорожное сообщение через Абхазию. Министр транспорта Игорь Левитин в очередной раз рассказал о выгодах этого проекта. Не оспаривая выгод, грузинская сторона тем не менее увязывает этот вопрос с проблемой возвращения беженцев в Абхазию – то есть с национальными интересами страны. Неплохой пример для Москвы.
Тбилиси