Юрий Жданов пообещал победить коррупцию и давление на бизнес.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов на встрече с представителями Американской торговой палаты заявил, что в России появится четвертый вид особых зон – портовые. Они станут создаваться на основе авиационных и морских портов, и предполагается, что в них, как и в других зонах, будет действовать льготный таможенный и налоговый режимы. Речь идет о беспошлинном ввозе оборудования, а также освобождении на первые 5 лет от налога на имущество, землю и льготах по ЕСН. По словам Юрия Жданова, портовые зоны появятся уже «в первой половине 2006 года». Как пояснил он, «поправки в закон разработаны и находятся на согласовании в Министерстве транспорта», руководство которого поддержало эту идею. Так что «в Госдуму эти поправки поступят в течение 2–3 месяцев», считает глава агентства.
Напомним, что в следующем году в России уже будет действовать 6 особых экономических зон, которые были отобраны агентством на конкурсе, завершившимся в конце декабря. Это четыре технико-внедренческие зоны – в них станут развивать микроэлектронику, ядерные и информационные технологии, производство композитных материалов. И две промышленные – по производству бытовой электротехники и автокомпонентов. На создание инфраструктуры зон федеральный бюджет потратит 8 млрд. руб. «В конце текущей недели – начале следующей постановления (о создании этих шести зон) будут подписаны председателем правительства», – выразил надежду глава агентства.
Как было видно, иностранцы проявляли сильную заинтересованность в особых зонах. Вопросы Жданову задавали представители таких крупных западных корпораций, как Intel, Oracle, Delloitte. А сотрудник Европейского космического агентства даже спросил: «Почему такая зона не была создана в сфере космической промышленности?» Однако чиновник парировал: «Мы открыты для сотрудничества в сфере космоса и авиации, если будут предложены перспективные проекты». Правда, при этом глава агентства добавил, что «космические туристы оплачивают интересы отрасли хорошо» и это направление волне может развиваться «вне рамок ОЭЗ». Надо отметить, что многие международные компании уже решили работать в зонах, открывающихся в следующем году. Это General Motors, Toyota, Caterpillar, KFZ, George Fisher, RBL, Mando, Nicolson, Merloni.
Правда, есть у иностранцев и некоторые сомнения. Готовясь вложить крупные деньги в нашу экономику, они выразили опасение по поводу того, что Россия рискует стать «чисто нефтегазовым государством», и поинтересовались, помогут ли зоны побороть стране голландскую болезнь. «Россия как раз пытается найти те точки роста, которые будут уводить ее в сторону от сырьевой зависимости, – успокаивал их Жданов. – В зонах запрещена работа, связанная с добычей и использованием природных ископаемых». По словам Жданова, при разработке зон был использован мировой опыт, в частности Сингапура, который за короткое время «перешел из разряда стран третьего мира в первый». Льготный режим в ОЭЗ, заверил иностранцев руководитель, будет действовать в течение 20 лет и сохранится даже при вступлении России в ВТО.
Также чиновник пообещал побороть и другую серьезную проблему – коррупцию и административное давление на бизнес. Для этого предполагается организовать принцип одного окна, чтобы предприниматели решали все вопросы через администрацию зоны, которая, в свою очередь, будет взаимодействовать с местными и федеральными чиновниками, а весь процесс управления ОЭЗ сделать максимально публичным. И здесь немаловажно, что одну или две зоны будут курировать сингапурские специалисты. Еще в октябре на встрече с Германом Грефом и Юрием Ждановым министр-наставник Сингапура Ли Куан Ю сказал, что, не преодолев коррупцию, добиться результатов в зонах не удастся. Но пока, как рассказал «НГ» Юрий Жданов, неизвестно, какую из зон возглавят сингапурцы. «Мы находимся в стадии переговоров, – пояснил он «НГ». – Но могу сказать, что их сильно пугают русские морозы». Поэтому скорее всего азиатские специалисты возьмут шефство над зоной в Санкт-Петербурге, где будут осваиваться информационные технологии, или в Зеленограде, нацеленном на микроэлектронику.